Норвежская организация Форум 18, чья деятельность посвящена религиозной свободе, проанализировала проект новой редакции закона “О свободе совести и религиозных организациях”, обсуждение которого на днях завершилось в Беларуси.
На комментарии было дано всего 10 дней, что, как отмечается, вызвало критику минского Центра правовой трансформации Lawtrend, учитывая «исключительную значимость проекта закона для религиозной и общественной жизни».
«Режим наказал предыдущие общенациональные попытки гражданского общества улучшить действующий ограничительный Закон о религии 2002 года. Беларусь не обращалась в Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) за юридической экспертизой проекта закона 2023 года, «но мы готовы и хотим сделать это, если нас попросят», заявила представитель БДИПЧ Катя Андруш«, — говорится в материале.
По информации уполномоченного по делам религий и национальностей Александра Румака, при разработке были приняты во внимание различные другие беларусские законы, а также законы о религии России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана.
«Все эти законы о религии подвергались резкой критике со стороны правозащитников за несоответствие юридически обязательным международным обязательствам в области прав человека. Режим также ложно утверждал, что законопроект «не затрагивает» международные обязательства по правам человека», — отмечают авторы.
Многие люди, обеспокоенные влиянием предлагаемого нового Закона о религии на свободу религии или убеждений, не хотели публично критиковать новый Закон, «так как можно попасть под уголовную ответственность», сказал Forum 18 человек, «пожелавший остаться неизвестным из-за страха репрессий со стороны государства».
Правозащитник в изгнании и православный священник Александр Шрамко отметил, что режим «принимает новые законы, корректирует старые — все для того, чтобы хоть как-то погасить любые очаги не только возможного сопротивления, но и любой неконтролируемой жизни».
Предлагаемый новый закон, среди прочего, предусматривает:
Правозащитники напоминают, что в мае 2007 года католики, православные и протестанты запустили общенациональную петицию с требованием изменить Закон о религии 2002 года. Ее организаторы заявили, что закон «нарушает права всех людей, даже атеистов». Сторонник петиции православный священник Александр Шрамко был в мае 2007 года запрещен в священнослужении БПЦ.
Петицию подписали более 50 000 человек, и в марте-апреле 2008 года она была направлена в Конституционный суд, парламент, Администрацию президента, Верховный суд и Высший хозяйственный суд. Власти отклонили петицию, а трое организаторов в апреле 2008 года были оштрафованы на сумму, почти вдвое превышающую среднемесячную зарплату.
Центр правовой трансформации Lawtrend и правозащитная группа «За свободу религии» разработали альтернативный закон о религии, соответствующий международному праву, но в октябре 2009 года Минский исполнительный комитет заблокировал попытки провести открытую дискуссию по этому вопросу запретами на аренду конференц-залов.
Указом от 30 декабря 2022 года, подписанным Александром Лукашенко, Совет министров должен подготовить проект изменений в Закон о религии к июню 2023 года, чтобы в сентябре представить его на рассмотрение Палаты представителей.