Сегодняшнее совещание по вопросам проведения «выборов» 2025 года продемонстрировало как минимум два связанных с кампанией фактора, которые вызывают озабоченность режима.
«Власть растопыренными руками не держат»
Первый из факторов — непосредственно беларусское общество. Несмотря на длящиеся больше четырех лет жесткие репрессии, режим, судя по всему, совсем не уверен в лояльности значительной части беларусов. И, несмотря на многолетний прессинг, опасается «провокаций — информационных, политических и прочих». Об этом участникам сегодняшнего совещания Александр Лукашенко посчитал нужным напомнить особо.
Причем опасается режим не только своих оппонентов из-за рубежа, но и тех, кто живет в Беларуси. Вот цитата: «”Ах, у нас общество такое — эти отмороженные самые, они сбежали и прочее…” Хватает в обществе разных людей. И расслабляться здесь никому ни в коем случае не надо», — заявил Лукашенко. Можно предположить, что отношение к себе со стороны как минимум немалой части беларусского общества режим четко осознает.
И, обжегшийся в 2020 году, дует теперь на воду. Дует, потому что все равно боится. Отсюда и новые зачистки, рейды силовиков, уголовные дела. Дело не только в том, что карательный аппарат надо держать в тонусе, не только в маховике репрессий, который непросто остановить. Дело и в том, что режим боится снижать давление, поскольку не уверен в лояльности общества. И этот страх периодически прорывается наружу. Поэтому Лукашенко и призвал своих подчиненных «исходить из худшего варианта».
По словам политика, его оппоненты «готовы и к радикальным действиям». «Значит, и мы в ответ должны быть готовы предпринимать адекватные действия», — резюмировал он. Исходя из формулировки — на действия радикальные. Отсюда можно сделать вывод, что в ходе идущей кампании репрессии могут усилиться.
«Власть растопыренными руками не держат. И мы не собираемся это делать. Мы выводы из 2020 года сделали» — пояснил Лукашенко. Так что руки режима будут не только сжиматься в кулак еще крепче, но и наносить удары по всему, более-менее, с его точки зрения, подозрительному.
Опасения об устойчивости
Второй фактор, явно беспокоящий режим — экономика. На первый взгляд дела пока идут неплохо, однако эксперты давно обращают внимание на перегрев экономики и поднакопившиеся вследствие этого риски. Но пока власти не делают резких движений, чтобы не разрушить впечатление о росте благосостояния беларусов.
Эксперты исследовательского центра BEROC Анатолий Харитончик и Виолетта Панасевич проследили тесную взаимосвязь между экономическим и электоральным циклами в Беларуси.
Они отмечают, что «в предвыборный и выборный годы экономика, как правило, функционировала в состоянии перегрева». И «значительный вклад в формирование этого перегрева вносила динамика бюджетных расходов и заработных плат». Реальная заработная плата превышала свой равновесный уровень, а в структуре расходов повышалась доля социальных выплат и затрат на оплату труда. Зато после выборов «наблюдалось значительное снижение реальной заработной платы или этот разрыв существенно сужался».
Власти несколько отошли от этой практики в 2016 – 2019 годах. Однако в 2023–2024 годах «стимулирование потребительского спроса в предвыборные годы вернулось на фоне реакционной политики властей после социально–политического кризиса 2020 года». Исследователи обращают внимание на то, что «высокие показатели роста ВВП в среде взрывного усиления потребительской активности порождают опасения относительно качества и устойчивости этого роста». А «перегрев экономики в сочетании с тотальным ценовым контролем грозит неблагоприятными последствиями в среднесрочном периоде, связанными с заметным ослаблением внутреннего спроса и вероятной потерей благосостояния населения при возникновении существенных шоков в мировой и/или российской экономиках».
По их мнению, «к концу первого полугодия 2024 года «хрупкость» экономики Беларуси для воздействия сильных шоков заметно повысилась». И «при сохранении избыточно мягкой экономической политики в 2025 году риски значительного коррекционного спада в среднесрочной перспективе, сопряженного с потерей благосостояния населения и угрозами для финансового состояния бизнеса, значительно возрастут». Даже несмотря на то, что «беларусские власти накопили достаточно серьезный массив компетенций в части реагирования на кризисные явления».
Конечно, дисбалансы видны не только независимым экспертам. На сегодняшнем совещании Александр Лукашенко отметил, что «будущая пятилетка будет непростой. <> И, может быть, даже следующий год». Основным негативным фактором политик назвал санкции. Но дело не только в них.
Понимание вероятных сложностей в экономике могло стать одной из весомых причин ускорения в проведении режимом кампании по переназначению Лукашенко и назначения ее на январь, а не на последующие месяцы. Очень хотелось успеть до того, как влияние негативных факторов могло бы дать о себе знать.
Изобразить топот
Тем временем запущенная режимом кампания катится своим чередом. Зарегистрированы семь инициативных групп — Александра Лукашенко, Олега Гайдукевича, Александра Хижняка, Сергея Сыранкова, Ольги Чемодановой, Анны Канопацкой и Сергея Бобрикова. По различным причинам в регистрации инициативных групп Александра Дроздова, Юрия Губаревича, Дианы Ковалевой и Виктора Кулеша было отказано.
Режим стремится к тому, чтобы все было «как по-настоящему». Словно в стране идет полноценная кампания со своими интригами. Вот кого-то отсеяли из-за допущенных нарушений. Остальных зарегистрировали. И для того, чтобы создать массовость и иллюзию наличия выбора. И ради политтехнологии, чтобы продемонстрировать наличие «выборов». Ведь задачей всех семерых по ходу развития сюжета будет не только расхваливать на все лады Лукашенко, но и генерировать информационные поводы, которые позволят как можно чаще тиражировать само слово «выборы». Формируя тем самым у общества впечатление, что в стране действительно проходит некая избирательная кампания. Вот тебе политические партии в лицах Гайдукевича, Хижняка и Сыранкова. Вот вам провластная женщина в лице Чемодановой и псевдооппозиционная в лице Канопацкой. Сергей Бобриков должен одновременно представлять воинское сословие и пенсионеров. Для неподготовленного наблюдателя — вроде все как у людей.
Возможно, кого-то отсеют на последующих этапах. Глава ЦИК Игорь Карпенко заявил, что среди зарегистрированных «есть и малочисленные группы <> порядка 100-150 человек». Собрать 100 тысяч подписей такой группе не под силу просто физически. Хотя могут зарегистрировать всех. Но все это совсем неважно, поскольку итоговый результат давно предопределен. Ключевая задача режима — создать «топот» и движуху вокруг этой кампании. И чрезмерно активно содействовать ему в этом абсолютно не хочется.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news