Судья Воеводского административного суда Варшавы Томаш Шмидт попросил убежища в Беларуси. Прямо в пресс-центре беларусского государственного информагентства БелТА он подписал «заявление об отставке», объявив, что не согласен «с политикой и действиями властей» своей страны. Однако есть основания предполагать, что настоящей причиной бегства господина Шмидта в нашу страну могут оказаться совсем иные обстоятельства.
«Аfera hejterska»
Еще в 2019 году польские медиа сообщили о так называемой «хейтерской афере». Дело о скандале в Министерстве юстиции раскрыла журналист издания Onet Магдалена Галчинска. За травлей судей, «выступающих против изменений в системе правосудия, осуществленных «ПиС», стоит заместитель министра юстиции и правая рука Збигнева Зебро», — писала она. Речь шла о заместителе министра в правительстве «ПиС» Лукаше Пебяке, который, как утверждала журналист, в 2018 году «организовал и координировал акцию, целью которой была дискредитация главы крупнейшего судейского объединения «Юстиция».
Акция по дискредитации критика политики «ПиС», главы судейского объединения «Юстиция» профессора Кристиана Маркевича была основана на анонимном рассказе, содержащем сплетни, слухи и догадки о его частной жизни и карьерном росте в судейском сообществе.
Женщина по имени Эмилия, не работавшая в Министерстве юстиции Польши, выступала посредником между министерством и дружественными «ПиС» СМИ – утверждалось в расследовании Onet. Также она размещала в сети компрометирующие судей материалы и стала известна как интернет-хейтер, которая под псевдонимом нападала на судей в социальных сетях. Псевдоним у пани Эмилии был Маленькая Эми («Mała Emi»).
Жертвой «хейтерской аферы» стал не только Маркевич — издание сообщало, что несколько чиновников Минюста могли причинить вред как минимум 20 судьям, поделившись конфиденциальной информацией об их частной жизни. А заместитель министра Пебяк, который и сам является судьей, якобы лично одобрял некоторые действия, дав «добро» публикациям в СМИ. Он же должен был сообщить о последствиях неопознанному «Боссу». В доказательство Onet опубликовал и фрагменты переписки между Пебяком и Маленькой Эми.
После серии публикаций в издании о «Ферме троллей в Минюсте» окружная прокуратура Варшавы инициировала расследование по фактам злоупотребления полномочиями «публичными должностными лицами, выполняющими функции в Министерстве юстиции».
Ну а замминистра юстиции Лукаш Пебяк был вынужден уйти в отставку. Покидая пост, он заявил, что будет решительно защищать свое доброе имя. И в июне 2021 года Пебяк выиграл иск о клевете против главного редактора Onet Бартоша Венгларчика.
Маленькая Эми
Однако на этом дело не закончилось. Более того, тут-то на сцене и возникает наш беглец в Беларусь судья Томаш Шмидт. Спустя некоторое время выяснилось, что Маленькая Эми – жена судьи Шмидта. Ее зовут Эмилия Шмидт. Более того, судья Шмидт вместе со своим коллегой Аркадиушем Цихоцким принимали непосредственное участие в «хейтерской афере». Драматизма истории добавило то, что в процессе своей деятельности Эмилия Шмидт стала любовницей судьи Цихоцкого. И все трое замешаны в акциях по дискредитации юристов, критиковавших изменения в судебной системе Польши.
В 2022 году Шмидт и Цихоцки дали интервью Оnet, в котором сообщили некоторые подробности скандального дела и выразили сожаление по поводу своего участия в нем. Они подтвердили, что в мессенджере WhatsApp существовала группа «Каста», позже переименованная в «Антикасту», участники которых обменивались идеями о том, как очернить неугодных судей. Шмидт рассказал, что к группе «определенно принадлежал» как Лукаш Пебяк, так и другие юристы, имена которых он назвал.
Эмилия Шмидт, как утверждалось, выступала связующим звеном между окружением Лукаша Пебяка и средствами массовой информации, которым она отправляла информацию, предварительно консультируясь с Пебяком и компанией. В результате сотрудничества между Эмилией Шмидт и Аркадиушем Цихоцким закрутился роман, который закончился распадом ее брака с судьей Томашем Шмидтом и психическим расстройством всех троих, пишет Onet.
В интервью оба судьи рассказали подробности разработки информационной атаки на Кристиана Маркевича и то, как «искались «крючки» против других судей. А Шмидт признался, что «сам был свидетелем того, что документы спецслужб с грифом «конфиденциально» свободно циркулировали среди людей, не имевших права доступа к таким материалам».
В том же интервью Шмидт заявил, что опасается мести со стороны бывших сподвижников, которые могут попытаться его дискредитировать. «Любой способ найти что-то на тех, кто попал в немилость, был и, допускаю, остается приемлемым для властей», — заявлял он.
Ну а причины, побудившие его рассказать правду, судья Шмидт описал так: «Я хочу освободиться от прошлого». Кроме того, он отметил, что видит «как они (имеются в виду высокопоставленные фигуранты дела – прим. Reform.news) пытаются замять скандал».
В подвижках в расследовании этого дела заставил усомниться и рассказ самой Эмилии Шмидт. Той самой Маленькой Эми. В том же 2022 году она приняла участие в программе «Superwizjer» канала TVN24, где сообщила, что готова ответить на вопросы прокуратуры, но с ней никто не связывался. Расследование велось сперва прокуратурой Варшавы, после дело было передано в Апелляционную прокуратуру в Люблине. Оттуда его в очередной раз передали в районную прокуратуру Свидницы. Результатов же так и не было, отмечали журналисты. А обвинения никому не предъявлялись.
Специальная следственная группа
Ситуация изменилась в апреле 2024 года, когда стало известно, что расследование «хейтерской аферы» продолжит специальная следственная группа при областной прокуратуре во Вроцлаве.
Как сообщает TVP3 Wrocław, в группу входят три следователя. Они ведут дела о злоупотреблении полномочиями со стороны государственных должностных лиц, выполняющих функции в Минюсте, в частности путем недопустимой обработки персональных данных, что нанесло ущерб общественным и частным интересам.
«Разбирательства касаются, в частности, злоупотребления полномочиями со стороны экс-чиновников министерства», — говорится в сообщении пресс-секретаря прокуратуры Вроцлава Анны Зимолонг.
Не будем утверждать, что бегство судьи Шмидта в Беларусь напрямую связано с новым витком расследования «хейтерской аферы», в которой он был замешан. Но временное совпадение между созданием следственной группы по этому делу и побегом судьи делают такую версию как минимум вероятной. Пока же лишь констатируем, что у польских беглецов в Беларусь есть общая черта – за ними тянется явный уголовный флер.
Впрочем, результаты расследования следственной группы прокуратуры Вроцлава способны внести больше ясности в эту историю. Посмотрим, кому и какие обвинения будут предъявлены. Да и будут ли. Тогда и придет время делать выводы о том, чего именно опасался перебежчик Шмидт – наказания за содеянное, мести бывших компаньонов, или же мифической войны, в которую его страну втягивают США.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: