Прирост ВВП по итогам 2024 года может не превысить 3,9%. Об этом говорится в экспресс-анализе работы беларусской экономики, опубликованном исследовательским центром BEROC по итогам ноября. Одной из причин аналитики называют возможное снижение объемов производства калийных удобрений.
«За январь – ноябрь 2024 г. ВВП вырос на 3,9% г/г, а в ноябре – на ≈1% г/г. Объем ВВП (с устранением сезонности) в ноябре сократился на ≈0,5% к октябрю. К ослаблению выпуска привело резкое и значительное снижение производства в Минской области, оказавшее негативное воздействие на динамику оптовой торговли и грузооборота. Это может отражать вероятное уменьшение выпуска калийных удобрений после высказываний Александра Лукашенко о необходимости проработки вопроса сокращения добычи калия на 10–11%. Вследствие этого нового фактора, ограничивающего рост выпуска, прирост ВВП Беларуси по итогам текущего года может сложиться ниже предыдущих оценок и не превысить 3,9%», — говорится в экспресс-анализе.
В нем также отмечается, что потребительская активность в ноябре ускорила рост на фоне кредитования населения. Внутренний спрос оставался перегретым, что подедрживало инфляционное давление, которое проявилось в двузначных темпах роста тарифов на нерегулируемые услуги. Вместе с тем дополнительное ужесточение ценового контроля в ноябре сдерживало инфляцию.
Эксперты BEROC отметили снижение добавленной стоимости в промышленности в ноябре. Также выпуск в промышленности с устранением сезонности в ноябре уменьшился более чем на 3% к октябрю, что связано со спадом в Минской области. В центре полагают, что такая динамика может быть связана с предполагаемой реализацией предложения Александра Лукашенко сократить производство калийных удобрений, а также возможным снижением производства автомобилей на фоне уменьшения продаж «БелДжи» в РФ. В Гродненской области производство в перерабатывающей промышленности могло снизиться из-за азотных удобрений. В Гомельской и Витебской областях оно показало рост, что может быть связано с восстановлением нефтепереработки.
«В остальных регионах выпуск обрабатывающей промышленности сохранялся вблизи достигнутых ранее пиков. Перегретый внутренний и внешний спрос (в России) стимулировали производство пищевой и машиностроительной отраслей, возможно, строительных материалов и легкой промышленности. Однако дефицит кадров и достигнутый предел загрузки мощностей оставались преградой для расширения выпуска быстрыми темпами», — говорится в экспресс-анализе.
Ослабление промышленного производства привело к сокращению объемов оптовой торговли и грузооборота в ноябре.
Положительную динамику в ВВП привнесли восстановление в IT-секторе и сельском хозяйстве.
Снижение годовой инфляции в ноябре с 5,9% до 5,5% авторы анализа связывают с усилением ценового контроля.
«Крайне сдержанной в ноябре оставалась небазовая инфляция. Существенно понизились сезонно скорректированные цены на плодоовощную продукцию. Нетипично сильно для ноября снизились цены на картофель, капусту, лук, свеклу, морковь и яблоки. Это именно те позиции, по которым правительство установило предельные отпускные и розничные цены на межсезонный период. Административно регулируемые цены и тарифы в ноябре также росли низкими темпами – менее 3,5% м/м, – вероятно, из-за намерения властей обеспечить инфляцию ниже 6% г/г по итогам года», — отмечается в документе.
Базовая инфляция замедлилась с 7,6% в октябре до 6,8% в ноябре, что может отражать эффекты новаци в системе ценового контроля. МАРТ дополнительно ограничил месячный прирост цен в ноябре-декабре. При этом рост тарифов на нерегулируемые услуги оставался высоким. Месячный прирост тарифов на нерегулируемые услуги составил 14%, а без учета международных железнодорожных и авиаперевозок — 14,5%. На динамику оказало влияние подорожание услуг такси из-за изменений в регулировании данной сферы, однако даже с устранением их влияния месячный прирост тарифов в нерегулируемых услугах был выше 10%.
«Отклонение уровня цен на нерегулируемые услуги более чем на 7% от уровня цен на непродовольственные товары сигнализирует о росте инфляционного навеса и повышении рисков для ценовой стабильности в среднесрочной перспективе. Дополнительное инфляционное влияние в ноябре отмечалось со стороны повышенного роста цен в России (отразилось в значительном повышении стоимости молочной продукции в Беларуси) и удорожания кофе и какао на мировом рынке», — говорится в анализе.
В BEROC считают, что действия правительства по достижению показателя по инфляции ведут к формированию ценового навеса. Насколько серьезными будут последствия таких действий зависит от того, как долго правительство собирается придерживаться более жесткой политики.
«Действия правительства в IV квартале текущего года, направленные на формирование картины низкой инфляции по итогам 2024 г. за счет задействования административного ресурса, ведут к расширению инфляционного навеса. Если ужесточение ценового регулирования будет кратковременным, то существенных последствий для ассортимента товаров и финансового состояния фирм не ожидается. Однако накапливание серьезного инфляционного навеса с высокой вероятностью вынудит власти пойти на смягчение ценового контроля в 2025 г., что будет сопровождаться повышением инфляции до 6–8% г/г (при отсутствии дополнительных сильных шоков)», — подытожили авторы анализа.