Беларусский ВВП по итогам девяти месяцев вырос на 4,5%. Темпы его роста замедлились. При этом в третьем квартале экономика почти не выросла в сравнении со вторым, однако уровень экономической активности остается рекордным. Внутренний спрос оказал основную поддержку росту ВВП, стимулируемый увеличением бюджетных расходов, ростом зарплат и кредитования, оптимизмом домохозяйств. Беларусская экономика остается перегретой, но пик перегрева мог быть пройден во втором квартале. Текущий год год экономика завершит с приростом ВВП в 4-4,5% и инфляцией в 5,5-6%. Научный сотрудник BEROC Анатолий Харитончик представил экспресс-анализ работы беларусской экономики в сентябре.
«За девять месяцев ВВП у нас вырос на 4,5%, отдельно в сентябре на примерно 1,6% к сентябрю прошлого года. А если мы посмотрим на сам объем выпуска, устранив влияние сезонного фактора, то в сентябре лишь немножко ВВП прибавил примерно 1% к августу. И совсем чуть-чуть, отыграл примерно 4-процентную просадку в предыдущем месяце», — сказал он.
Говоря о квартальных результатах, Анатолий Харитончик отметил, что ВВП в третьем квартале почти не вырос в сравнении во вторым кварталом этого года. Вместе с тем в сравнении с третьим кварталом прошлого года квартальный объем ВВП вырос на 3,6%.
«Несмотря на такое замедление динамики экономики, уровень экономической активности оставался исторически рекордным для Беларуси. То есть никакого спада по кварталу не было. И по сравнению, например, с квартальным уровнем 2021 года (это предыдущий пик ВВП) в третьем квартале текущего года он был примерно на 3,5% выше», — добавил Харитончик.
Поддержку росту ВВП в третьем квартале обеспечили три сектора: строительство, торговля и IT-сектор в сравнении со вторым кварталом. Кроме того, выросли чистые налоги на продукты, что косвенно подтверждает высокий потребительский спрос и свидетельствует о хорошей динамике бюджетных поступлений. Показатели добавленной стоимости промышленности, сельского хозяйства и транспорта не выросли в сравнении со вторым кварталом.
«Отраслевая динамика показывает на сохранение высокого потребительского спроса. И, в общем-то, именно благодаря нему ВВП не снизился в третьем квартале. То есть у нас розничный товарооборот продолжал расширяться довольно быстрыми темпами. И в сентябре, и в третьем квартале в целом потребительский спрос усилился на фоне сохранявшегося крайне высоким роста зарплат, кредитования населения, лучших за многие годы потребительских настроений. По моим предварительным расчетам, потребительские расходы домохозяйств на товары и услуги в третьем квартале могли почти на 19% превысить средний уровень 2021 года», — сказал экономист BEROC.
Производители продолжают подстраиваться под повышенный спрос, в том числе за счет увеличения объема инвестиций, которые выросли в сентябре. Потребительский спрос и инвестиции поддерживаются нейтральными ставками по кредитам, кроме того, Анатолий Харитончик считает, что требования к заемщикам при этом остаются мягкими.
Вместе с тем производители продолжают сталкиваться с ресурсными ограничениями, которые включают логистические сложности, нехватку рабочей силы.
«Масштаб инвестиционной активности, сопряженный с сокращением занятых в экономике, ослаблением институтов, не позволяет рассчитывать на более высокие показатели в сравнении с прошлым 10-летием. Это около 1% в год — темпы прироста потенциального ВВП Беларуси в среднесрочном периоде, то есть когда структурная перестройка российской, беларусской экономики уже полностью завершится. Пока же я допускаю, что темпы роста потенциала могут быть выше», — отметил эксперт.
Промышленное производство в сентябре с устранением сезонности даже снизилось в сравнении с августом на 1,3-1,5% по расчетам Харитончика. А квартальный показатель оказался примерно на том же уровне, что и во втором квартале. По его мнению, ухудшение показателей по Витебской и Гомельской областям может свидетельствовать о сохраняющихся проблемах в нефтепереработке. Также в сентябре начали прирастать складские запасы.
«В целом в третьем квартале обрабатывающая промышленность не выросла, то есть скорректированы объемы ее добавленной стоимости, показатель сохранился на уровне второго квартала 2024 года. Загрузка производственных мощностей также не росла, оставалась около 70%. То есть ограничения, связанные с нехваткой мощности, дефицитом кадров, в общем-то, сложной логистикой поставок и их финансирования, продолжают сдерживать возможности предприятий по поддержанию высоких темпов роста», — сказал Харитончик.
Динамика оптовой торговли в сентябре может указывать на ослабление экспорта, или по меньшей мере, замедление темпов его роста.
Правительство продолжило сдерживать цены. Инфляция в сентябре оставалась сдержанной. Отмечалось замедление небазовой инфляции, то есть подверженной влиянию сезонности и административного регулирования. Как отметил экономист, правительство весьма консервативно подходит к повышению регулируемых цен, стремясь выполнить целевой показатель в 6% по итогам года. Между тем сохраняющийся рост тарифов на нерегулируемые услуги указывает на то, что инфляционный навес продолжает накапливаться.
«Но я все еще считаю, что инфляционный навес существенный, но не критический с точки зрения резкого ухудшения финансов предприятий, возникновения каких-то серьезных кризисных явлений. То есть базовый прогноз инфляции около 5,5-6% по итогам текущего года и в районе 6-8% в будущем году», — сказал он.
«Экономическая активность в Беларуси оставалась на рекордно высоком уровне в третьем квартале 2024 года. Но все более явно проявляются производственные ограничения из-за дефицита работников, сложной логистики, нехватки мощностей, которые сдерживают возможности поддержания высоких темпов роста выпуска. Как итог экономика оставалась перегрета и положительный разрыв выпуска, предварительно, оценивается около 3,3% ВВП в третьем квартале. Но вот это отклонение ВВП от сбалансированной траектории роста перестало расширяться. Это может сигнализировать, с осторожностью об этом давайте скажем, о вероятном прохождении пика экспансии. Тем не менее сам масштаб перегрева экономики оставался серьезным и, в общем-то, близким к максимальному за 10 лет», — резюмировал Харитончик.
По его мнению, экономические власти принимают лишь частичные меры. Нацбанк добился приведения ставок по кредитам до нейтрального уровня. Вместе с тем в целом политика остается стимулирующей. Она продолжит поддерживать рост. По оценке Анатолия Харитончика, ВВП страны в этом году вырастет на 4-4,5%, а в следующем году — на 1-2%. При этом текущая политика несет определенные риски. В России, которая является основным рынком сбыта, проводится жесткая монетарная политика, которая может сильно охладить спрос.
«Если эта жесткая монетарная политика в России все-таки сильно охладит спрос, то экспорт может перестать маскировать вот этот повышенный импорт, который продолжит поддерживаться уже не жесткой политикой денежно-кредитной внутри Беларуси. То есть если в базовом сценарии я ожидаю дефицита внешней торговли товарами и услугами где-то в диапазоне 0-2% ВВП в будущем году.
При неблагоприятном сценарии он будет больше. Давление на валютный рынок, на курс беларусского рубля будет выше. Но даже при таком сценарии я бы не ждал ослабления беларусского рубля в терминах корзины валют более чем на 10% за год. А уж тем более какой-то там девальвации или гиперинфляции. И это я считаю все же спекуляциями, потому что какого-то обоснования этому пока нет. Это может случиться, но, грубо говоря, должен какой-то действительно «черный лебедь», непредсказуемый, прилететь», — заключил он.