Немецкая газета taz совместно с французским изданием Disclose подготовили расследование о деятельности шведского ритейлера IKEA в Беларуси. В нем говорится, что концерн активно сотрудничал с беларусскими поставщиками, которые использовали труд заключенных, в том числе по политическим мотивам. Приводим перевод материала авторства Роберта Шмидта
и Александра Абделилаха, вышедшего под названием «IKEA сделано в Беларуси».
В течение многих лет концерн IKEA закупал материалы у поставщиков, которые использовали в своем производстве подневольных работников в колониях для заключенных.
Книжный шкаф «Baggebo», комод «Kullen» или кровать «Brimnes». Многие бестселлеры мебельного гиганта IKEA имеют одну общую черту: до начала войны в Украине они производились в одной из худших диктатур мира — Беларуси.
По поручению французской онлайн-газеты Disclose члены журналистского коллектива We Report провели несколько месяцев, исследуя бизнес IKEA в Беларуси. По итогу Disclose представляет совместные с различными европейскими партнерскими СМИ, включая taz, выводы. После изучения сотен документов и интервью с десятками свидетелей можно раскрыть один из самых сокровенных секретов желто-голубого гиганта: компания закупала материалы, используя принудительный труд беларусских заключенных.
В действительности беларусские деловые партнеры транснациональной компании поставляли, среди прочего, древесину, предварительную продукцию, такую как ДСП, а также мебель из тюрем страны. Это следует из документов, имеющихся в распоряжении Disclose и ее партнеров. В частности, во многих случаях это списки дебиторов, опубликованные беларусскими исправительными колониями на своих сайтах. Невероятно, но факт, и это тем более уличает IKEA: беларусские тюремные группировки не скрывают своей коммерческой деятельности.
Согласно исследованию, около половины крупных беларусских поставщиков IKEA имели связи с исправительными колониями в течение последних 10 лет, а явные доказательства такого сотрудничества имеются в отношении в общей сложности 10 компаний. Это жестокие исправительно-трудовые лагеря, известные жестоким обращением, пытками и исчезновениями, и их ценности противоречат философии, пропагандируемой шведской компанией. В конце концов, в своих спецификациях мебельный гигант заверяет своих клиентов, что не использует «принудительный труд» или «труд заключенных» при производстве своих товаров.
Возможно, IKEA было бы лучше проверять происхождение товаров, продаваемых под этикеткой «Сделано в Беларуси». Особенно в его европейских магазинах. Когда в марте Disclose посетил магазин IKEA в Меце на востоке Франции, а через несколько месяцев — в Страсбурге и Лёне в Германии, он обнаружил, что на полках все еще стоит беларусская мебель, которая может быть связана с принудительным трудом беларусских заключенных.
Сотрудничество IKEA с Беларусью официально началось в 1999 году, когда швейцарской компании Ikea Trading SA было поручено отныне заботиться о развитии бизнеса в стране, которой уже тогда правил Александр Лукашенко, последний автократ Европы и союзник Путина вплоть до войны в Украине. Затем, в 2007 году, в Нидерландах была основана еще одна почти невидимая компания: Ingka Belarus BV, беларусская дочерняя компания Ingka, логистического подразделения шведской группы.
За 20 лет после 1999 года беларусское государство, которому принадлежит почти 100% лесов страны, стало вторым по величине поставщиком древесины для мебельной транснациональной корпорации после Польши. И один из его дешевых поставщиков. «Go Belarus» — так называлась стратегия, которая позволила бы транснациональной корпорации утроить объем местных закупок: с заказов на 130 млн евро в 2018 году до 300 млн евро в 2021 году, сообщает государственное информационное агентство. Постоянно усиливающиеся репрессии против беларусского населения и жестокость режима, который казнит своих приговоренных к смертной казни выстрелами в голову, не привели к каким-либо изменениям в компании IKEA.
Среди давних партнеров IKEA, которые особенно тесно сотрудничают с беларусской пенитенциарной системой, Disclose удалось выявить текстильную компанию «Моготекс». Компания, расположенная в Могилеве, промышленном городе на востоке страны, шила продукцию для IKEA, включая скатерти, шторы и полотенца. Согласно исследованию Disclose, «Моготекс» предположительно работала как минимум с четырьмя исправительными колониями.
Список дебиторов показывает, что «Моготекс», как утверждается, сотрудничал с исправительной колонией ИК №15 еще летом 2021 года. «ИК-15 — это место абсолютного ужаса, где палачи Лукашенко делают все, что им заблагорассудится», — рассказывает Disclose Тихон Клюкач. 19-летний парень находился там в заключении в течение 10 месяцев, с мая 2021 года по март 2022 года, что также подтверждают неправительственные организации. Преступление молодого человека? Он участвовал в демонстрации против правительства в Минске.
По словам Клюкача, в этой колонии с политическими заключенными обращаются особенно жестоко: «Многих политических заключенных избивали, в том числе и меня. Нам отказывали в посылках, в праве на переписку и свидания. Многие из нас оказались в одиночной камере. В общей сложности я провел там 55 дней», — говорит Тихан Клюкач, добавляя, что заключенные, которые находились в тюрьме по идеологическим или политическим причинам, «должны были носить желтую нашивку на груди».
В октябре беларусская НПО «Вясна» заявляла о 94 «трудоустроенных» политзаключенных в ИК-15.
Тихон Клюкач говорит, что не знал, для каких предприятий работала ИК-15. То, что среди них была и компания IKEA, не удивило его. «Ходили слухи, что продукция из колонии экспортировалась в Европу», — вспоминает он, добавляя, что, по его мнению, «компании в Беларуси, которые продают или используют продукцию из колоний, должны попасть под санкции, потому что использование принудительного труда политзаключенных означает поддержку диктатуры — и российской войны».
Согласно докладу нескольких НПО, представленному в Комитет ООН против пыток в 2018 году, методы, используемые в этой колонии, привели к смерти как минимум одного заключенного — Александра Лембовича. Родственники подали жалобу из-за «подозрения в отказе от надлежащей медицинской помощи», и суд отклонил ее. Другая НПО сообщила о случае Артема Анищука, политического заключенного из той же колонии, который якобы проглотил металлические предметы, чтобы «прекратить пытки и избиения». В начале мая беларусская НПО «Вясна» информировала о 63 политзаключенных, «работающих» в ИК-15.
Согласно списку дебиторов, поставщик IKEA компания «Моготекс» закупила текстиль в колонии для несовершеннолетних ИК-2 в 2019 году. Предприятие, расположенное в Бобруйске, городе с населением 200 тысяч человек в центре страны, известно своими особо унизительными методами. Дело дошло до того, что глава ИК-2 был включен в санкционный список ЕС в период с 2006 по 2014 год за «бесчеловечное обращение с политическими заключенными» в то время. Совсем недавно литовская НПО «Наш дом» осудила условия труда заключенных ИК-2, которые получают «от 2 до 5 рублей в месяц», то есть менее двух евро. Согласно официальной статистике, средняя беларусская зарплата в сентябре 2022 года составила 1637 рублей, что эквивалентно примерно 600 евро. По информации Disclose, в период с 2014 по 2019 год как минимум 6 беларусских партнеров IKEA работали с этой колонией.
В число этих партнеров входил холдинг Borwood, крупнейшая в стране ассоциация государственных лесозаготовителей. Например, как показывает список дебиторов, изученный Disclose, дочерняя компания Borwood под названием «Витебскдрев» заключила контракт с колонией ИК-2 на поставку «деревянных досок» в 2016 году. Borwood, кстати, пошел на то, чтобы сертифицировать свои деревянные изделия в соответствии со стандартами IKEA.
По данным Министерства внутренних дел Беларуси, только в деревообрабатывающих колониях в настоящее время работают около 8 тысяч заключенных. «Производство в беларусских колониях — это высокоразвитый экономический сектор, в этих колониях созданы коммерческие предприятия», — говорит Disclose Евгений Крыжановский, страсбургский политолог и эксперт по протестным движениям в Беларуси. Эти компании запустили коммерческие сайты, которые выглядят вполне «нормально», за исключением небольшого объявления «производство уголовно-исполнительной системы».
Пример ИК №5 является олицетворением этой системы, которая, не скрываясь, смешивает тюремное заключение и принудительный труд. «Наша организация выступает за натуральные материалы, высокое качество и широкий выбор моделей», — говорится на сайте учреждения, где рекламируется производимая им мебель и ее экспорт в Россию, Францию и Германию. Помимо готовой продукции, рабочий поселок, разделенный на бараки и производственное помещение, также предлагает «производство на заказ, с учетом ваших пожеланий».
Компания ИК №5 идет в ногу со временем и даже завела аккаунт в Instagram, где размещаются фотографии продукции, чтобы разжечь аппетит потенциальных покупателей. Двухместный диван за 134 евро: 62 лайков. Шкаф из массива сосны за 137 евро: 40 лайков. На фотографиях, конечно же, отсутствуют заключенные, которые изготавливали эти изделия. По данным НПО «Вясна», в настоящее время там содержатся по меньшей мере шесть политзаключенных. Среди них Илья Дубский, 25-летний парень, отбывающий 5-летний тюремный срок за то, что якобы угрожал милиционеру через голосовое сообщение.
Часть мебели, произведенной в ИК-5, продается непосредственно в беларусских магазинах. Другие закупаются у «Ивацевичдрев», крупного государственного производителя мебели и еще одного торгового партнера IKEA, согласно бухгалтерским документам за 2017 год. Кстати, эта компания, одна из крупнейших в экспорте ДСП, также сертифицировала свою продукцию из древесины в соответствии со стандартами мебельной транснациональной корпорации.
Связи нескольких поставщиков IKEA с беларусскими исправительными колониями «весьма проблематичны», комментирует Мартин Мюллер, профессор Института устойчивого корпоративного управления Ульмского университета в Германии и эксперт по цепочкам поставок, который смог заранее ознакомиться с частью результатов исследования. По его мнению, компания должна была проверить своих поставщиков, в том числе косвенных, чтобы исключить наличие колоний в цепочке. Вероятно, это тем более верно, что предупреждения по этому поводу множатся и внутри компании. Различные профсоюзы IKEA призвали компанию прекратить ведение бизнеса с Беларусью к 2021 году, требуя «провести независимые расследования в отношении своих поставщиков в стране, чтобы определить, соблюдают ли они права человека и трудовые права». Эксперт Мюллер также видит это так: «Теперь должно быть расследование».
Это не первый случай, когда компания IKEA связана с использованием труда заключенных.
В марте этого года, когда Россия неожиданно вторглась на территорию Украины, компания IKEA выступила с публичным заявлением. Незаметно для общественности эта крупная корпорация объявила о прекращении «экспорта и импорта» из России, а также Беларуси, главного союзника Владимира Путина в войне. Это решение было принято в знак солидарности с «миллионами пострадавших людей», пояснили в компании.
На обвинения taz в адрес Беларуси IKEA ответила, что компания разорвала контрактные отношения с ней после введения санкций ЕС в октябре 2020 года. Кроме того, IKEA обязывает всех поставщиков придерживаться стандартов, соответствующих Международной организации труда ООН. Любые признаки нарушения этих стандартов немедленно пресекаются.
Но, учитывая имеющуюся информацию, шведская компания, вероятно, должна была прекратить сотрудничество с диктатурой много лет назад. Это тем более верно, если учесть, что это не первый случай, когда IKEA ассоциируется с трудом заключенных. В ноябре 2012 года IKEA пришлось признать, что в 1970-х и 1980-х годах в ГДР работали политические заключенные. В то время генеральный директор немецкого филиала заявил, что он «глубоко задет» разоблачениями. «IKEA не принимала и никогда не примет использование политических заключенных в производстве», — сказал он. Это было обещание, которое корпорация не смогла выполнить.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: