ПВТ объявлена амнистия. Обида Лукашенко на своих «детей», которые за деньги «зарубежных хозяев» пошли против «отца», никуда не делась. Но экономические интересы, видимо, оказались выше желания наказать предателей-айтишников. Однако запоздалое прощение вряд ли спасет отечественную IT-отрасль.
На сегодняшнем совещании о развитии ПВТ Александр Лукашенко предложил подойти к вопросам Парка высоких технологий с «нравственной» и «политической» точек зрения. Нет, никто и ничто не забыто – беларусский правитель прекрасно помнит о том, что в 2020 году, в ходе «мятежа, который бы навязан нашему народу», «сотрудники ПВТ проявили себя, мягко говоря, не с лучшей стороны». Лукашенко отметил, что считает айтишников своими «детьми», которые за деньги зарубежных хозяев пошли против него.
Очевидно, что Лукашенко считает создание ПВТ своей заслугой. Он называл себя человеком, который «все понял с самого начала». Кроме того, в «отцовстве» его активно убеждали – например, возглавивший Парк после Валерия Цепкало идеолог Всеволод Янчевский выражал уверенность, что своими достижениями ПВТ обязан именно Лукашенко.
Но после избирательной кампании 2020 года по всей стране прокатились многочисленные акции протеста. Сотрудники Парка не остались в стороне. Лукашенко воспринял это как личное оскорбление.
«Я собственными руками создавал, и этих айтишников прежде всего и поддержал, развитие индивидуального предпринимательства. И почему они вывалились на улицы?» – возмущался он спустя целых полтора года после этих событий.
Из-за репрессий IT-компании стали отказываться от работы на беларусском рынке. Против нашей страны были введены санкции. Некоторые резиденты вышли из Парка. Многие начали процесс релокации сотрудников, заморозив набор новых. Отмечались и факты исключения резидентов из состава ПВТ после вынесения приговоров их руководителям. Вторая волна релокации началась после начала российско-украинской войны. Будущее Парка выглядело туманным.
Обида правителя добавляла его перспективам еще больше неопределенности. В июне 2021 года Лукашенко резко негативно высказался о последствиях развития ПВТ. По его словам, многие айтишники и предприниматели, о которых так заботилась власть, в результате оказались ее противниками. И этот урок правительство должно учесть при дальнейшей работе.
В апреле 2022 года Лукашенко объявил, что намерен разобраться с ПВТ и принять ряд решений. «Надо все-таки разобраться с IT-технологиями, IT-парками и с этими айтишниками, чтобы у нас были равные условия для всех», – сказал он. В кулуарах пошли разговоры о возможном лишении Парка преференций, а то и расформировании с передачей его функций Академии наук.
Но уже в мае Лукашенко сообщил, что не намерен выгонять всех айтишников и закрывать ПВТ. При этом он подчеркнул, что беларусские IT-специалисты должны работать на благо Беларуси и РФ, а «не быть на побегушках» у Запада. Теперь Лукашенко хочет «развернуть» ПВТ, «чтобы он работал прежде всего на страну». Впрочем, иного варианта, по большому счету, и не остается. Глупо надеяться, что ушедшие из-за войны, санкций и репрессий IT-компании захотят вернуться в Беларусь в условиях сохранения существующего статус-кво.
Но ведь ПВТ мог работать на благо Беларуси и РФ и без выданной индульгенции. Зачем тогда все эти рассуждения про «нравственно-политические» подходы? Дело в том, что не замечать проблему оттока специалистов отрасли уже невозможно. По некоторым подсчетам, начиная с 2020 года, Беларусь могли покинуть более 20 тысяч айтишников. Чтобы спасти ситуацию, администрация Парка готовила пакет мер поддержки IT-компаний в условиях санкций. Предлагалось вернуть налоговые льготы по подоходному налогу, предоставить сотрудникам отсрочки от призыва, ввести моратории на проверки и ряд других мер. Например, разрешить дистанционную работу и наем в других странах. Но и это, видимо, посчитали недостаточным. В ход пошла крайняя мера. Айтишники амнистированы. А ПВТ прощен. Даст ли это ожидаемый результат?
Еще до выборов 2020 года и последовавших за ними событий, распевая дифирамбы Лукашенко, Всеволод Янчевский рассуждал о том, что «и компании, и инвесторы, и те, кто хотят новое дело создать, да и сами программисты – они же смотрят на совокупность обстоятельств, на атмосферу. Они смотрят на общее отношение». Тут не поспоришь. А все сказанное можно легко перенести и на день сегодняшний. Сразу станет ясно – атмосфера в Беларуси сегодня такая, что уехавшие из страны специалисты IT-отрасли вряд ли захотят возвращаться.
Руководство Парка стремится делать хорошую мину при плохой игре. Янчевский убеждает, что подавляющая часть программистов остается в Беларуси и продолжает работать. Только вот цифры свидетельствуют об обратном – по данным Белстата, за девять месяцев этого года на чистой основе из отрасли были уволены более 13 тысяч человек. И даже власти, наконец, осознали, что хваленая IT-сфера в Беларуси «накрывается медным тазом».
Очевидно, именно этим, а не добротой душевной, и было вызвано предложение Лукашенко амнистировать айтишников и ПВТ. Теперь беларусский правитель готов принять во внимание тот факт, что взбунтовавшиеся айтишники всего-то «выполняли команды заграничных своих хозяев». Попенять руководству Парка, которое плохо следило за работниками отрасли. Более того, часть вины он готов даже взять на себя, поскольку получал предупреждения о том, что «дети могут воевать против родителей, если им хорошо платят», но отмахнулся от них. Все утихомирится, считает Лукашенко. Он полагает, что часть айтишников уже вернулась из-за границы, поскольку им там не понравилось. Что ж, блажен, кто верует.
Но объявленная отрасли амнистия непоправимо запоздала. С августа 2020 года прошло уже более двух лет. Да и после тех выборов над Беларусью пролетело немало других «черных лебедей». Отмотать назад все, что было сделано за это время, невозможно в принципе. Так что ПВТ, вполне вероятно, будет жить. И даже работать над реализацией каких-нибудь импортозамещающих проектов для России. Но собрать однажды безвозвратно рассыпанную мозаику IT-страны нынешним беларусским властям уже не удастся. «Царское прощение» – совсем не тот инструмент, с помощью которого привлекаются квалифицированные кадры. Креативные отрасли развиваются только в условиях свободы, в противном случае они могут существовать лишь в формате «шарашек».
Впрочем, ситуацию можно рассматривать и под иным углом зрения. Амнистия может касаться не всех айтишников по профессиональному признаку, а только руководства ПВТ, лично Всеволода Янчевского и владельцев компаний, входящих в Парк. А попавших под прицел рядовых айтишников будут по-прежнему привлекать и сажать за участие в акциях протеста и иную «экстремистскую» деятельность. Правда, такой подход отрасли поможет еще меньше. Без сильных кадров добиться ожидаемого от Парка результата будет сложно. Недовольство им будет нарастать, и ситуация неизбежно вернется в прежнюю точку, лишь укрепив правителя в его разочаровании в IT.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.