Херсонская головоломка: московиты все-таки сваливают или нет?

Плач и угрозы российских пропагандистов, буквальное разграбление города, эвакуация памятников, вывоз населения, снятие флагов, наращивание численности войск, подвоз бетонных коробок для бункеров — все это мы видим в последние дни в Херсоне и вокруг него.

Единственный украинский областной центр, захваченный московитами после 24 февраля 2022 года, стал объектом странного сочетания действий Москвы на театре военных действий и в информационном пространстве, в ходе которых тема добровольного оставления города оккупантами звучит все громче и громче. При этом украинский Генштаб отнюдь не склонен предрекать скорую победу.

Почему ситуация для РФ под Херсоном действительно тяжела? На самом ли деле РФ планирует уходить из города? Или мы имеем дело с двумя разными военными и информационными операциями, которые, пересекаясь, дают такой странный общий эффект?

Речная мышеловка

Район Херсона стал единственным местом, где российские войска перешли Днепр — причем в самом широком нижнем течении этой полноводной реки. Московиты захватили город 3 марта после гибели в боях большой части херсонской территориальной обороны — люди в основном только со стрелковым оружием и коктейлями Мотолотова не могли противостоять бронетехнике. Потом захватчики попытались прорваться в Николаев, но за 2-3 недели боев были отбиты и отброшены обратно — на десятки километров к юго-востоку, в Херсонскую область.

Поставки Украине дальнобойных управляемых артиллерийских снарядов и высокоточных ракетных установок типа HIMARS и М270 MLRS, насколько можно судить, заметно повлияли на положение на самом южном отрезке украино-российского фронта. С начала августа начались регулярные удары по переправам через Днепр в тылу российских войск, а также через реку Ингулец, которая делит заднепровскую группировку московитов на южную и северную.

В августе-октябре произошла еще серия контрударов украинских войск, обрушивших оборону московитов на северном участке. В итоге сейчас плацдарм противника на правом (смотрим всегда от истока к устью) берегу Днепра стал представлять из себя расплющенный вдоль берега овал длиной около 130 км и глубиной около 40.

Однако, несмотря на ракетные удары по Антоновскому и Каховскому мостам через Днепр — основным коммуникациям, питающим правобережную группировку врага, московиты продолжают бедно, но еще терпимо снабжать свои войска. Частично при этом используются поврежденные мосты, а частично паромные переправы и понтоны. Судя по словам украинских спикеров, на правый берег даже перебросили заметные дополнительные силы РФ.

При этом группировка московитов все равно остается в очень рискованном положении — она держится на нескольких волосках из переправ, жизнь которых зависит от работы ПВО, средств маскировки и течения реки, а также от запасов переправочных средств (барж, понтонов) для замены уничтоженных или поврежденных.

Минобороны Великобритании о переправах через Днепр

Неизвестно, насколько эти коммуникации справятся со стабильным снабжением войск, если бои резко и на продолжительный период обострятся, удары по переправам станут более массированными и постоянными, а запасы понтонного оборудования будут исчерпаны.

Отступление?

На этом фоне с середины октября в районе Херсона стали происходить интересные события, вроде бы свидетельствующие о возможном оставлении города оккупантами.

Украинское население стали «эвакуировать» на левый берег Днепра — хоть ранее десятки тысяч жителей бежали на свободную территорию Украины, были заявлены планы отселения на восток 70 тысяч херсонцев.

До этого коллаборационистскую «администрацию Херсонской области» перенесли на левый берег реки — то есть вывели из города Херсон.

Памятник Потемкину в Херсоне после демонтажа

Стали увозить из города собственность украинских музеев, а также памятники деятелям российской истории — Потемкину, Ушакову и Суворову.

В разгар учебного года Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов призвал учителей из Херсонской области переехать на левый берег Днепра либо в Крым и Краснодарский край.

Постепенно пустеющие Херсон и другие населенные пункты стали буквально тотально грабить, вывозя награбленное в РФ.

В конце концов в начале ноября Кирилл Стремоусов, замглавы российской оккупационной «администрации Херсонской области», заявил в эфире «Соловьев Live», что войска РФ, вероятнее всего, уйдут в левобережную часть Херсонской области. Это сообщение позднее пропало из ТГ-канала «Соловьев Live».

«Скорее всего, наши войска будут уходить на левобережную часть Херсонской области и те люди, которые не успели перебраться из Херсона, должны максимально быстро уходить из города на левый берег. Мы до сих пор работаем в этом направлении», — сказал Стремоусов.

Версия «предатели засели в Кремле»

На этом фоне возникло сразу 2 версии, которые частично объясняют эти события. Естественно, первая из них — Кремль постепенно готовит общественное мнение к уходу из Херсона, чтобы сохранить еще имеющиеся войска и не получить шоковую реакцию «патриотической» части населения.

«Вся гражданско-экономическая чрезвычайщина, введенная на днях Кремлем, также направлена на то, чтобы материально обеспечить «стратегическую оборону занятых рубежей», а не на «тотальную войну до победного конца»… Отходить будут, даже если придется оставлять какие-то символически важные, но большие территории, которые трудно защитить, — например, правый берег Днепра или север Луганской области. Суровикин (назначенный в октябре командующим войсками РФ в Украине) примет на себя ответственность за эти решения, чтобы не допускать внутрироссийской дестабилизации», — пишет эксперт по международным отношениям фонда Carnegie Владимир Фролов.

Нагнетают панику российские пропагандисты, причем не только просто упоротые шовинисты, но и немногочисленные квалифицированные околовоенные эксперты в их составе.

«Оставление Херсона, если до этого дойдёт дело, будет означать военное поражение. Проигрыш крупной битвы. Сдачу единственного занятого российскими войсками областного центра. При этом город вполне можно оборонять, и отход из него будет (если будет) политическим решением… Оно будет означать дальнейший рост потерь (а не их уменьшение), усиление давления со стороны врага и вполне вероятный проигрыш войны, и не может быть оправдано никакими гуманитарными соображениями — потому что объем бед и сумма потерь в результате этого шага возрастут», — пишет в своем ТГ-канале сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН), военный обозреватель Илья Крамник.

Версия о возможной сдаче Херсона без боя преимущественно характерна именно для российских наблюдателей. Но не только для них. Так, эксперт по изучению спутниковых снимков Бенджамин Питтет заметил, что войска РФ в Херсонской области преимущественно создают долговременные укрепленные позиции на левом, а не на правом берегу Днепра.

 

Версия «обман и провокация»

Украинцы в основном склоняются к тому, что мы имеем дело с попыткой дезинформации со стороны Москвы. На фоне разговоров об эвакуации и отступлении, ведется подготовка Херсона и других населенных пунктов к городским боям, пишет сайт Центра национального сопротивления Украины.

Территория, которую сейчас занимают московиты, благоприятствует обороне и вне городов — много ирригационных каналов, пересеченная местность, поддержка артиллерией, ПВО и авиацией из-за Днепра.

В конце концов Мариуполь украинцы обороняли в несопоставимо более худших для снабжения условиях, поэтому ничто не помешает мало переживающему о жизнях своих солдат кремлевскому руководству положить в обороне под Херсоном хоть 20, хоть 30 тысяч человек.

«Сейчас россияне в секторе относительно стабильны. В общем, пока предварительно ощущается вражеское ИПСО. Не факт, а именно ощущение. Возможно, в реале они готовят город к оборонительным боям, к тому моменту, что наши войска прорвутся на рубежи, с которых массово смогут обрабатывать переправы. И им там не нужны лишние рты, ненадежные коллаборанты и недружественный мирняк, как база для проукраинского вооруженного сопротивления», — пишет украинский военный корреспондент Кирилл Данильченко.

Опять же оборонительные позиции копают и на правом берегу: «Российские солдаты, копая траншеи в целях укрепления своих резервных позиций в районе г. Новая Каховка, наткнулись на останки советского воина времен Великой Отечественной войны. Если внимательно посмотреть на видео, то видно, что траншей по городу роют много. Зачем траншеи, если армия готовится отступать?».

Кроме того, сама эвакуация ценностей и населения может свидетельствовать о подготовке не к уходу от Херсона, а к боям за него — зачем снабжать мирное население по и так перенапряженным переправам через Днепр? Лучше от «мирняка» избавиться, а потом втянуть украинские войска в кровавые и продолжительные городские бои по образцу Сталинграда.

«У них (московитов) довольно высокая плотность войск в Херсонской области, не похоже, что они планируют ее покидать. Хотя они в довольно уязвимой позиции, они не остались без боеприпасов и логистики», — отмечает Майкл Кофман, директор отделения по изучению РФ Центра по военно-морскому анализу США.

Наша версия: «победа из ничего»

Но зачем РФ тогда постоянно муссировать тему сдачи Херсона в собственно российских СМИ, напрягая нервы российской околонацистской публики? Обмануть Киев — опять же зачем? Генштаб Украины, имеющий огромные массивы данных авиационной, спутниковой, наземной и радиоразведки не получится обмануть, что ни имитируй.

На наш взгляд, имеет место информационная операция Кремля против своего собственного населения и, возможно, частично против украинцев, далеких от фронта. Вторым можно в какой-то мере внушить ложные надежды, потом их обрушив, и таким образом ослабить доверие к украинской армии. Но на это расчеты вряд ли оправдаются.

А вот со своим населением Москва может сыграть по-крупному. Особенно это касается той шовинистической части населения РФ, которая склонна прислушиваться к всякой критике в адрес Кремля за «недостаточную жесткость», «излишнюю жалость», «договорняки с врагами» и тому подобное.

В итоге раскручивание истерии «предатели/глупцы в Кремле сдают Херсон» может потом быть резко заменено кампанией из трех частей: «героической обороны Херсона», «критики посрамлены», «верьте Кремлю, там настоящие патриоты».

Таким образом, реальные военные поражения под Изюмом, Лиманом и Херсоном в начале осени Москва может попытаться заменить пиар-«победой» под Херсоном для собственного населения.

Это, на наш взгляд, было бы очень в стиле политики Кремля, который последние 20 лет в значительной степени заменял пиаром реальное строительство боеспособных вооруженных сил.

Есть, правда, одно «но», хорошо известное военным историкам — пропагандистская дезинформация о подготовке к отступлению может подорвать боевой дух войск, которые якобы планируют отступать, и тогда первые серьезные удары противника могут привести к настоящему повальному бегству через все заранее заготовленные линии долговременных укреплений.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!