Александр Лукашенко в Хатыни высказался о предстоящей амнистии. Он отверг предположения, что амнистия и помилование являются предметом торга для беларусских властей.
«Я не торгуюсь людьми. Я никогда не торговался людьми. Я всегда готов бросаться в огонь и полымя, чтобы защитить человека. Поэтому никакого торга здесь нет и быть не может. Я никогда этого не делал и делать не собираюсь. Поэтому никакого торга не будет. Я не буду торговаться, даже если за этим будет какая-то там выгода. Я никогда на это не пойду. Они должны за это отвечать, потому что если будет попустительство, это повторится снова. Но там, где можно пойти на какой-то компромисс, надо идти. Это же наше общество, они рано или поздно все равно выйдут», — сказал он, передает его пресс-служба.
Надо отметить, что в прошлом десятилетии ЕС и ряд других стран уже ослабляли санкции после освобождения политзаключенных.
Лукашенко считает, что простить можно только тех, кто был «заблудшим». Остальным придется отбывать сроки.
«Нельзя быть «дубоватыми» — вот мы встали в позу и все, никого не видим. Ведь были люди, которые действительно заблудшими были. Некоторые так-сяк: наверное, власть не удержится, и я пойду. Но тот, кто должен сидеть, будет сидеть. Я судьбами людей не торгую. Я к этому не приучен. Чужого не бери и не обижай человека. Справедливость, справедливость, насколько это возможно, и еще раз справедливость», — добавил он.
Напомним, об амнистии Александр Лукашенко заявил в начале сентября. Она обсуждалась на совещании вместе с законом о лишении гражданства. По итогам совещания было заявлено, что она может затронуть до 8,5 тыс. человек. При этом генпрокурор Андрей Швед допустил, что под амнистию могут попасть и осужденные по так называемым протестным статьям. Амнистия обычно утверждается законом, однако до начала новой сессии Палаты представителей, которая открылась 20 сентября, соответствующий проект депутатам еще не поступил.
Лукашенко также высказался о возможности вернуться в Беларусь для тех, кто уехал из-за репрессий. По его словам, это возможно, но все будут проходить проверку.
«Есть обращений много. Ясно, что там может и процент мерзавцев вернуться. Может, и завербованные. Шпионы шпионами, их мы вычислим. Чтобы тут не образовались террористические ячейки. Я еще не определился, каким образом нам отсеять. Надо быть очень осторожными. Отпихиваться ни от кого не надо. Это же жизнь людей, их судьба. Индивидуально. Их будет становиться больше и больше. Но нам надо этот период пройти», — сказал он.