Александр Лукашенко заявил о провале в подготовке к уборочной. По его словам, недостатки выявлены проверками КГК и прокуратуры в каждом четвертом хозяйстве. Не готовы к работе комбайны, не работают элеваторы, информация о готовности техники фальсифицирована.
«Главные требования на предстоящий уборочный период — качество и темпы. Дисциплина и ответственность должны быть на высочайшем уровне. А с этим, как мне докладывают Комитет государственного контроля и Генеральная прокуратура, не все так гладко», — заявил сегодня Лукашенко во время селекторного совещания по вопросам проведении уборочной, передает его пресс-служба.
Недоработки и приписки он назвал продовольственными диверсиями, которые допустили местные власти.
«Фактически каждый десятый комбайн не готов к работе. Нет механизаторов, говорят. Как нет? Ведь мы еще осенью прошлого года договорились. Не везде работают элеваторы и склады для хранения зерна. Причем такое выяснилось при проверке в каждом четвертом хозяйстве. Приписки по готовности техники и зерносушильных комплексов установлены на 40 сельскохозяйственных предприятиях. Это не просто безответственность со стороны местной власти, это продовольственная диверсия. Именно так это будет расцениваться», — сказал он.
«Диверсанты», по словам Лукашенко, поработали и при заготовке кормов. Нарушения технологических регламентов выявлены практически в каждом втором из проверенных хозяйств. В 277 сельхозорганизациях по всем регионам страны темпы уборки трав сдерживаются из-за неисправной техники. Факты низкой готовности установлены в 130 хозяйствах.
«О какой исполнительской дисциплине может идти речь, если из года в год милиция выявляет пьяных на рабочем месте? И их немало», — возмутился Лукашенко.
В этом году милиция уже составила около 700 протоколов о правонарушениях в ходе уборочной, в том числе более 100 за пьянку.
Лукашенко поручил КГК провести выборочные проверки техники по стране. По его словам, фальсификация расслабляет кадры.
«Поэтому проверьте выборочно, посмотрим, что на самом деле происходит, и дадим оценку», — сказал он.
Поручение также получила и милиция.
«Силами милиции нужно полностью перекрыть все возможные каналы хищения топлива и зерна при уборке. Обеспечить сохранность во время транспортировки. Исключить случаи пьянства, добиваться железной дисциплины», — дал указание Лукашенко.
Лукашенко при этом отметил, что в Беларуси созревает хороший урожай, а зерна и маслосемян могут собрать 10 млн т. По его словам, вопрос успешного проведения уборочной является стратегическим.
«Вопрос успешной уборочной кампании для Беларуси — стратегический. Мы должны обеспечить население продовольствием, увеличить наши стабилизационные фонды. Тем более что все для того, чтобы достичь этих целей, у нас есть», — сказал он.
Лукашенко призвал выполнить государственный заказ на зерно, подчеркнув, что зерно нынешнего урожая пригодно для высококачественного хлебопечения. По его словам, если сработать хорошо, можно прилично заработать и поправить экономику АПК. Он назвал ситуацию чрезвычайной.
«На частных подворьях 65 тысяч гектаров засеяно зерновыми культурами. А это порядка 200 тысяч тонн зерна в общереспубликанский каравай. В первую очередь помочь пожилым и одиноким, которым больше не на кого надеяться. Комбинатам хлебопродуктов следует при необходимости произвести закупку излишков зерна в крестьянских, фермерских хозяйствах и рассчитаться своевременно», — добавил он.
Для пущей убедительности Лукашенко обрисовал перед участниками совещания мрачную картину предстоящей холодной и голодной зимы.
«Ситуация в мире с продовольствием абсолютно неопределенная. Мы не знаем, что будет завтра, и это самое опасное. Многие говорят, что мы накануне голода. Мы это отбрасывать не можем и задаемся вопросов: а вдруг? Поэтому нам надо собраться. Словом, ситуация очень серьезная», — сказал он.
Лукашенко упомянул санкции, рост цен на энергоносители, разрыв транспортных цепочек.
«Зима близко. И для тех, кто не сможет себя прокормить, это будет холодная и голодная зима», — добавил он.
В итоге Лукашенко потребовал от чиновников дать ему хлеба даже ценой собственной жизни. Персональная ответственность возложены на премьер-министра, главу МСХП и председателей облисполкома.
«Это же не дело. Я понимаю, промышленность. Санкции ввели, нарушились логистические цепочки, трудно оплатить и так далее. А сельскому хозяйству что мешает работать? Очень успешный в климатическом отношении год. Что мешает работать и получить уровень прошлого года? Ничего! Кроме дисциплины и порядка, соблюдения технологической дисциплины. Поэтому никакого падения производства сельхозпродукции к уровню прошлого года быть не должно. Министр сказал, что он чуть ли не на 4% прибавит в этом году. Хорошо, договорились. Услышали. Мы ни в коем случае не должны свалиться в сельском хозяйстве. Нет объективных причин. И по топливу мы вам поможем, и по кредитам для того, чтобы с крестьянами рассчитаться за зерно прежде всего и за другую продукцию. Но от вас: умрите, но положите на стол то, о чем мы договорились. Если вы еще 4% прибавите, ну будете просто молодцы. Вот такая главная задача», — сказал он.