Министерство финансов Беларуси через пять дней ответило на публикацию рейтингового агентства Fitch о возможном признании дефолта по отечественным еврооблигациям. Напомним, Fitch после заявлений Минфина о выплате купона по облигациям в беларусских рублях допустил признание дефолта после окончания льготного периода, который истекает 13 июля.
В заявлении Минфина агентство обвиняется в субъективном подходе к оценке кредитоспособности страны.
«В рамках проведения обзора кредитного рейтинга Беларуси рейтинговым агентством Fitch были проигнорированы подробные разъяснения и аргументированная просьба Министерства финансов о полном и всестороннем анализе ситуации с осуществлением платежей по еврооблигациям. Сложившиеся обстоятельства, по нашему мнению, указывают на субъективный подход в оценке кредитоспособности Республики Беларусь со стороны рейтингового агентства Fitch», — заявили в Минфине.
Ведомство аргументирует свою позицию также тем, что Citigroup Global Markets Europe AG и Citibank, N.A., London Branch из-за санкций 7 июля заявили о приостановке работы в качестве регистратора, финансового, платежного и трансфертного агента по беларусским еврооблигациям.
В Минфине также заявили, что в таких условиях вынуждены «выбирать альтернативные варианты исполнения обязательств по еврооблигациям перед держателями, так как ситуация по своей сути является форс-мажорной». Однако рейтинговое агентство игнорирует «фактическую невозможность западных расчетно-клиринговых систем исполнять в полном объеме свои обязательства по надлежащему переводу денежных средств владельцам еврооблигаций».
Напомним, в конце июня министр финансов Юрий Селиверстов заявил, что в феврале Беларусь произвела выплату купона в долларах по еврооблигациям со сроком погашения в 2027 году. Однако позднее Минфин получил обращения от держателей ценных бумаг, которые пожаловались, что средства до них не дошли, хотя они и были перечислены платежному агенту, предположительно из-за санкций Запада. В связи с этим было принято совместное постановление Совмина и Нацбанка, которое позволило Минфину выполнять обязательства на счет в «Беларусбанке» в рублях. Также был предложен вариант конвертации ценных бумаг.