Запрет на продажу акций. Остановить бегство «своих»?

Беларусские власти определили компании с иностранным капиталом, владельцам которых запрещено продавать свой бизнес. Это очевидное нарушение права собственников. Но дело даже не в том, что решение ставит крест на инвестиционной привлекательности Беларуси для зарубежных бизнесов – она и так упала ниже плинтуса после начала российско-украинской войны. А в том, что правительство таким образом пытается предотвратить уход и иностранных инвесторов, и бегство из страны бизнесов собственно беларусских.

Проблемы с беларусскими властями у иностранных инвесторов бывали и раньше. Достаточно вспомнить первую попытку создать в Беларуси сборку легковых автомобилей, предпринятую компанией Ford в далекие 1990-е, или провал российской «Балтики» с покупкой контрольного пакета акций минского пивзавода «Крынiца». Это были случаи показательные, но все же единичные. Теперь пришло время «ковровых бомбардировок». «Их понятия о собственности выглядят безобразно», – писал в 1831 году британский философ Джон Стюарт Милль о социалистах. Понятия о собственности у беларусских властей находятся примерно на том же уровне.

Под запрет продажи попали бизнесы, которые принадлежат лицам из иностранных государств, «совершающих недружественные действия в отношении беларусских юридических и (или) физических лиц». Акции этих компаний блокируются на счетах «депо» их владельцев на основании предписания Министерства финансов о наложении ограничений по распоряжению ценными бумагами. Всего под ограничения попали 190 предприятий с иностранным капиталом.

Среди них есть и крупные – кондитерские фабрики «Спартак» и «Коммунарка», компания по производству стройматериалов «Хенкель Баутехник», производитель кожгалантерейных изделий «Маттиоли», малиновщизненский спиртзавод «АКВАДИВ», минский центр разработки Wargaming «Гейм Стрим», приборостроительное беларусско-германское предприятие «ЦЕЙСС-БЕЛОМО», машиностроительный «Лидсельмаш», ритейлеры «Евроопт» и «Евроторг», застройщик «Дана Астра», «Лидское пиво» и другие известные и не очень компании.

Акционеры некоторых компаний, попавших в список, действительно заявляли о желании уйти с беларусского рынка. Например, в марте совет директоров финской Olvi plc, которой принадлежит 96,4% акций ОАО «Лидское пиво», принял решение прекратить экспорт в Россию и Беларусь и уйти из нашей страны. В апреле об уходе с беларусского и российского рынков объявила компания Wargaming. Разрабочик передал игровой бизнес в этих странах под управление российской Lesta Studio. АО «Дуйсбургер Хафен» – управляющая компания морского порта Дуйсбург – заявляла о намерении выйти из проекта по строительству бимодального железнодорожного терминала резидента парка «Великий камень» ЗАО «Евразийский железнодорожный гейтвэй».

Теперь собственники не смогут продать свои компании. Хотя сделать это было бы непросто и без запрета – найти покупателя бизнесов в Беларуси или России в сегодняшних условиях было бы нелегко.

Примечательно то, что в списках попавших под запрет компаний с иностранным капиталом нет таких крупных и известных компаний, как ЗАО «Штадлер Минск», «Приорбанк», 87,74 % акций которого принадлежит австрийской банковской группе Raiffeisen, или мобильный оператор А1, который входит в состав международной группы A1 Telekom Austria Group, являющейся европейским подразделением транснационального холдинга América Móvil. Их в списке нет. То ли чтобы не спугнуть окончательно, ведь пока об уходе с беларусского рынка они не заявляли. То ли потому, что хоть и принадлежат эти компании собственникам в «недружественных странах», но отношения конкретно с ними сложились вполне себе дружественные. Нет, например, в перечне и «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», которая 16 июня объявила об уходе с российского рынка. А в Беларуси продолжает работать. Так что к составлению списка подходили довольно избирательно.

Зато есть, похоже, и абсолютно формальные включения. Так, свои акции «Слуцкого мясокомбината» запрещено продавать некоей гражданке Латвии. При этом 91,985% акций мясокомбината находится в собственности государства, в том числе 63,702% в районной и 28,283 — в областной. У комбината 4978 акционеров, из них 15 юрлиц-резидентов, 4963 физлиц-резидентов и 9 физлиц-нерезидентов. Среди последних, очевидно и вышеупомянутая гражданка. Как запрет ей продать свои акции спасет беларусскую экономику? Вопрос.

Очевидно, что значительная часть компаний, попавших под запрет на продажу – это реинвестированные средства беларусских бизнесменов. В первом квартале 2022 года власти отмечали значительный рост прямых иностранных инвестиций в экономику Беларуси. Премьер-министр Роман Головченко тогда говорил, что «несмотря на международную турбулентность «прямые иностранные инвестиции на чистой основе стали рекордными за последние девять лет».

Похоже, это именно приближенный к власти бизнес, испугавшись введенных санкций и потенциальной заморозки активов, торопился вернуть свои средства обратно в страну. Теперь, после начала российско-украинской войны и ужесточения санкций, ситуация снова изменилась. Вести бизнес в Беларуси стало гораздо сложнее, да и просто токсично. Возможно, власти опасаются того, что теперь с тонущего корабля побегут и свои, выводя капиталы за границу, вот и вводят запрет для «иностранных» инвестиций. «Сбежать из Шоушенка», продать компанию и вывести капиталы даже придворному бизнесу станет сложнее.

Интересно и то, что в список попал застройщик «Дана Астра», входящий в группу строительных компаний Dana Holdings, основными владельцами которой считается семья сербских бизнесменов братьев Каричей. Dana Holdings и «Дана Астра» попали в третий пакет санкций ЕС, опубликованный еще в декабре 2020 года. Неужели власти опасаются бегства даже таких бизнесов? Небойшу Карича США считают «строительным кошельком» режима. В декабре 2021 года, после встречи с Александром Лукашенко, другой брат, Драгомир Карич, заявлял, что «санкции в состоянии активировать в голове «запасной двигатель». Не собрались ли и Каричи двинуть куда подальше? То, что «Дана Астра» оказалась в перечне компаний, попавших под запрет на продажу, наводит на такие предположения.

В любом случае, такое решение властей – удар по имиджу страны. Хотя, справедливости ради, в последние годы имиджу Беларуси уже нанесен такой урон, что решение лишить «недружественный» бизнес собственности немногое может ухудшить. Вопрос и в том, насколько эффективной окажется такая мера – те же гиганты, финская Olvi или австрийский Henkel, могут просто плюнуть на свои акции, уйти из страны, списать беларусский бизнес в убытки и заречься когда-либо иметь дело с нашей страной. И если крупным компаниям махнуть рукой на беларусские подразделения все же не так просто, то подданные испанской короны Эскобар Мигель Хуан и Экспосито Кастильо Хонай, акционеры попавшего в список ООО «Джекс Трейдинг Групп», просто перестанут возить в Беларусь сертифицированное оливковое масло высшей категории. Будут продавать его куда-нибудь в другое место и забудут свой беларусский экспириенс как страшный сон. И таких ООО в списке добрая половина. А если компании просто запустят процесс ликвидации, без продажи акций? Кого в итоге наказали? Бизнес из-под палки успешным не бывает.

Да и те компании, кто пока не попал в перечень, могут задуматься о том, чтобы свернуть деятельность в нашей стране. Ведь тех, кто еще не в списке, беларусские власти могут запросто туда добавить. И попавшим под запрет беларусским бизнесменам станет еще труднее. Что вполне себе может увеличить недовольство среди ряда «уважаемых людей».

Печально, но это еще и плевок в будущее. Рано или поздно сменится власть, поменяются экономические условия в стране. Никто, кроме специалистов, уже не будет помнить детали этой истории. Но память о том, что Беларусь – это страна, в которой частная собственность не более чем пустой звук, среди инвесторов будет жить очень долго. Десятилетиями. И убедить их снова прийти в нашу страну в будущем будет непросто. Но нынешние беларусские власти будущее, видимо, не интересует вовсе.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.