Александру Лукашенко сегодня предложили оценить проект закона «О дополнительных мерах в социально-трудовой сфере». На совещание были вызваны представители правительства, а также председатели облисполкомов. В законопроекте предлагается прописать ряд мер, которые будут действовать до конца 2022 года. Лукашенко предложил все решать подзаконными актами.
«Я вам говорю как бывший законодатель, который занимался этим. Закон принять — это год, полтора, а то и два. Впопыхах не получится, если по-настоящему. И надо ли нам все это запихивать, особенно временные нормативные положения, в закон? Пока примем закон, время уйдет. Закон регулирует наиболее длительные устойчивые связи и отношения. Зачем временные меры, которые еще надо подумать, стоит ли нам принимать, регулировать законом? Думаю, надо это делать подзаконными актами. Это в целом замечание», — сказал он в ходе обсуждения.
Напомним, в феврале были утверждены изменения в Конституцию, которые понизили статус указов. Теперь они должны не противоречить законам, а декреты и вовсе исчезли из правового поля.
Сомнения у Лукашенко вызвали и сами меры, предлагаемые правительством. В частности, речь шла о господдержке нанимателей, на которую они смогут претендовать для сохранения трудовых коллективов, не зависимо от формы собственности. Лукашенко усомнился, что в этом случае у предприятий вообще будет стимул работать.
«Встает вопрос, зачем мне работать? У меня хорошо все, потому что старается трудовой коллектив, а там где-то провалили, в основном по субъективным причинам, — им сразу из бюджета деньги», — приводит слова Лукашенко его пресс-служба.
В проекте также предложено расширить возможности нанимателей по организации труда. Вице-премьер Юрий Назаров пояснил, что речь идет о существующих в Трудовом кодексе ограничениях по продолжительности сверхурочных работ, количеству выходных, которые можно использовать, по переводу работника по решению нанимателя на другую работу. Лукашенко в целом поддержал это предложение.
«Если только это, считайте, что это принято. Лучше аккуратненько, договорившись, поговорив, если это надо, временно или постоянно, обучив, переобучив или не обучая, перевести работника на другую или прочую работу. Всякое ж бывает», — сказал он.
По его словам, что обстановка вынуждает действовать фактически в условиях военного времени, а тогда не спрашивают, куда кого переводить.
«Если люди это не понимают, так это что, горячую войну надо развязать? Тогда ж никто ни у кого не спрашивает, куда переводить. Но если это будет связано с тем, что руководитель будет надеяться на Головченко и Назарова или на Кочанову, этого не будет», — сказал он.
Наконец, в проекте были прописаны меры социально защиты семей, которые оказались в сложной финансовой ситуации. Лукашенко предложил переложить ответственность на местные власти.
«Мне кажется, что лучше всех семьи видят на местах. В Минске — главы администраций и председатель горисполкома. На селе — председатели сельских советов и председатели райисполкомов. И если мы говорим о поддержке, это же деньги. Так давайте отдадим им деньги и просто их обяжем, чтобы они помогали этим семьям. Посмотрим, что вы предлагаете в связи с этим. Если вы думаете, что Лукашенко, Головченко или Кочанова с Герасимовым лучше видят из Минска, кому помочь, вы заблуждаетесь. Мы просто повяжем по рукам и ногам местные органы власти в связи с оказанием этой поддержки, если кому-то надо. И чохом опять сейчас определим. Опять будем поддерживать семьи», — сказал он и предложил поставить на контроль, как председатели облисполкомов, райисполкомов и сельсоветов оказывают такую поддержку.