Старший исследователь по Украине в правозащитной организации Human Rights Watch Юлия Горбунова заявила, что ракетный удар по торговому центру в Кременчуге 27 июня должен быть расследован как потенциальное военное преступление. Если же российские власти этого не сделают, то это должны сделать Международный уголовный суд и другие следственные органы, добавила она.
Об этом говорится в расследовании, опубликованном сегодня на сайте организации.
Ракета попала в торговый центр около 16:00, разрушив его и повредив несколько автомобилей на парковке. Вторая ракета, спустя несколько минут, попала в северную часть Кременчугского автотранспортного завода — крупного промышленного комплекса, границы которого находятся менее чем в 40 метрах за торговым центром, отделенным стеной из цементных блоков. Второй удар пришелся в 450 метрах к северу от первого, оставив кратер шириной около 16 метров и глубиной 5 метров. Четыре камеры видеонаблюдения, ведущие запись под разными углами над близлежащим парком, зафиксировали удар второй ракеты. Судя по временным меткам, вторая ракета упала в 15:59. На одной из видеозаписей виден шлейф дыма от удара по торговому центру. Официальный представитель Министерства обороны России заявил, что украинские власти хранили в промышленном комплексе оружие, полученное из США и европейских стран. Министр внутренних дел Украины сказал, что в радиусе пяти километров от торгового центра нет военных объектов.
По результатам осмотра места происшествия 28 и 29 июня Human Rights Watch не смогла обнаружить никаких доказательств того, что в промышленном комплексе хранились боеприпасы, сообщают в организации. На данный момент там не могут подтвердить или опровергнуть, использовалась ли когда-либо эта промышленная площадка в военных целях, однако правозащитники наблюдали за его периметром, а руководство завода предоставило исследователям доступ на территорию комплекса.
В местной больнице сообщили, что из 18 погибших удалось опознать только пятерых, так как остальные тела настолько сильно обгорели, что визуальная идентификация невозможна. После нападения за медицинской помощью в клинику обратились 57 человек, 25 из которых — 15 мужчин и 10 женщин — потребовалась госпитализация. Один из них умер вскоре после прибытия, а пятеро находились в тяжелом состоянии 28 июня.
По информации правозащитников, ударный кратер на заводе и взрывные повреждения торгового центра соответствуют детонации боеголовок весом около тысячи килограммов с большим фугасным зарядом.
«Если целью российских войск был промышленный комплекс, то они должны были знать о большом количестве гражданского населения, проживающего рядом с предполагаемой целью. Они были обязаны отделить этих гражданских лиц и гражданский торговый центр от любого потенциального военного объекта и принять все возможные меры предосторожности, чтобы свести к минимуму случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам», — заявляют исследователи.
«Намеренное нанесение удара, при котором гибель или ранение гражданских лиц и ущерб гражданским объектам будут явно чрезмерными по сравнению с ожидаемым конкретным и прямым общим военным преимуществом, является военным преступлением», — резюмируют они.
Напомним, накануне британская разведка заявила о «реальной вероятности», что удар по ТЦ в Кременчуге должен был поразить соседний объект инфраструктуры.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: