Венгрия заблокировала включение Патриарха Московского Кирилла в шестой пакет санкций против российских официальных лиц и организаций в связи с продолжающейся российской агрессией против Украины. Премьер страны Виктор Орбан заявил, что включение главы Русской Православной Церкви в санкционный список будет являться проблемой свободы религии.
Персональные санкции против Патриарха Московского Кирилла (Гундяева) в мае предложила ввести Европейская комиссия, а еще 7 апреля Европейский парламент выпустил резолюцию «Об усилении репрессий в России, в том числе в деле Алексея Навального» (2022/2622), где в пункте 6 осуждается «роль Патриарха Московского Кирилла, главы Русской Православной Церкви, в обеспечении богословского прикрытия для российской агрессии против Украины» и приветствуется «смелость трехсот священников Русской Православной Церкви, которые подписали письмо с осуждением агрессии и высказали свою скорбь по поводу тяжелого испытания для украинского народа, призывая к прекращению войны».
30 мая на специальном саммите лидеры ЕС одобрили персональные ограничительные меры против Кирилла, однако на встрече послов стран — членов при ЕС Венгрия заблокировала это решение. Евродепутат из Германии Михаэль Галлер так прокомментировал этот шаг Орбана: «Этот парень, одетый в рясу патриарха, на самом деле является очень близким сообщником Владимира Путина, выполняя его желания и благословляя его злодеяния в Украине. Кирилл вполне заслужил санкций, а Виктора Орбана я осуждаю за его позицию и шантаж».
Во время последнего этапа обсуждения санкций с рабочей поездкой в Венгрии находился тогда еще второй человек в иерархии РПЦ, председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Иларион (Алфеев). Он встречался с архиепископом Эстергомским и Будапештским кардиналом Петером Эрдё, вице-премьером правительства Венгрии Жольтом Шемьеном, которому «от имени Русской Православной Церкви выразил благодарность Венгрии за твердую позицию в отношении недопустимости включения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в санкционный список ЕС».
Сразу после возвращения Митрополита Илариона из Венгрии в Москве собрался Синод РПЦ, где первым пунктом рассматривался доклад об этой поездке, и было принято решение «выразить благодарность премьер-министру Венгрии Виктору Орбану за твердую позицию в отношении недопустимости включения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в санкционный список ЕС».
Также было принято решение о том, что уже упомянутый Митрополит Иларион будет откомандирован в Венгрию. Его освободили от должности председателя Отдела внешних церковных связей, вывели из состава постоянных членов Синода РПЦ и назначили на должность управляющего Будапештско-Венгерской епархией, митрополитом Будапештским и Венгерским, в управлении которого будет находиться только десяток приходов и немногим более десятка священников.
Такое перемещение выглядит как понижение — до своей должности главы ОВЦС, на которую его продвинул избранный в 2009 году на Патриарший престол Кирилл, на протяжении нескольких лет Митрополит Иларион уже возглавлял одновременно Будапештскую и Венско-Австрийскую епархии. Тогда же он являлся представителем Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.
Сейчас у Митрополита Илариона будет, судя по всему, подобная миссия — лоббировать интересы РПЦ на Западе. В этом ему помогут несколько факторов.
Во-первых, такое перемещение выглядит так, как будто Илариона наказали за его осторожную позицию по вопросу российской агрессии в Украине. До начала войны он довольно критично высказывался против военных действий — в программе «Церковь и мир» от 29 января и 22 февраля 2022 года. После начала агрессии, на контрасте с Патриархом Кириллом и многими другими высокопоставленными священнослужителями РПЦ, он не высказывал никакого энтузиазма или поддержки агрессии. Таким образом, Митрополит Иларион в Будапеште оказывается своеобразным «хорошим русским» — ему и самому получится дистанцироваться от возмутительной позиции по войне высшего руководства РПЦ, и доверие к нему как религиозному и политическому деятелю на Западе возрастает.
Во-вторых, хорошо известны дипломатические способности Митрополита Илариона. На международной арене он, защищая интересы РПЦ, в основном просто «переводит стрелки» на другие проблемы. Так произошло, например, во время всеправославной встречи, подготовительной к Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей, на Кипре. Доклад Митрополита Илариона, в котором он с осуждением высказался о войнах в целом, был посвящен гуманитарной деятельности РПЦ по помощи украинским беженцам, а также неприемлемости дискриминации русских, и вызвал у аудитории широкое расположение. Православная публика из других церквей, изначально настроенная критически к позиции РПЦ по поводу российской агрессии и готовая задавать Митрополиту Илариону неудобные вопросы, была полностью обезоружена. И даже финальный документ был составлен без какой бы то ни было критики. Чистая дипломатическая победа.
Для предстоящей Ассамблеи Всемирного совета церквей, где одной из задач РПЦ будет нивелировать весь негатив в свою сторону и сторону России по поводу агрессии против Украины, дипломатические способности и экуменические связи Илариона очень понадобятся. А из центра Европы ему будет гораздо удобнее перемещаться на конференции и встречи по сравнению с изолированной сейчас на международном уровне Россией.
В-третьих, Венгрия для Митрополита Илариона как площадка для действий на Западе является идеальной — он будет находиться под покровительством влиятельного премьер-министра Виктора Орбана, который в свою очередь в лице Алфеева получит религиозного союзника в своей политике, опирающейся на защиту так называемых «традиционных ценностей». Именно Митрополит Иларион является связующим звеном между Московским Патриархатом и рядом религиозно-политических международных альянсов в защиту «традиционных ценностей», горячим приверженцем которых он является. Более того, маленькая епархия, в которой нужны минимальные усилия по управлению, позволит Митрополиту Илариону освободиться для того, чтобы вместо непосредственной пастырской работы заниматься работой дипломатической и личной, развивая свою научную и музыкальную карьеру. При благоприятном стечении обстоятельств он сможет стать «точкой сборки» православных кругов на Западе, недовольных откровенно людоедской позицией Патриарха Кирилла и РПЦ в связи с войной в Украине. Иларион будет в этом смысле немного более «человеческим лицом».
Наталля Василевич, теолог, политолог, модератор группы «Христианское видение» Координационного совета. Эксперт в сфере конфессиональной ситуации в Беларуси.
Статья подготовлена iSANS специально для Reform.by.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.