На бывшего молодофронтовца в Варшаве подали заявление о травле украинцев и работе на Россию

Польский Центр мониторинга расистских и ксенофобских поведений подал жалобу в прокуратуру на гражданина Беларуси Артема Дубского. Польские правозащитники винят бывшего участника «Молодого фронта» в травле украинцев, угрозах физической расправы и связях с пророссийскими силами. «Радыё «Свабода» опубликовало материал, в котором приводит аргументы польской стороны и самого Дубского.

Напомним, Артем Дубский, брат политзаключенного Ильи Дубского, живет в Польше с 2011 года. Ранее сообщалось, что он приехал в Беларусь навестить родственников. 11 мая его задержали на Немиге, избили и отвезли в КГБ. На ночь его отпустили домой в Осиповичи под обязательство вернуться на следующий день. 12 мая он поехал в КГБ и с тех пор на связь не выходил, а через пять дней родственникам сообщили, что он находится на Окрестина. 30 мая появилась информация, что он вышел на свободу после 15 суток ареста.

В середине 2000-х Артем Дубский возглавлял ячейку «Молодого фронта» в родных Осиповичах. Был фигурантам громкого дела «14-или», в рамках которого молодежных активистов судили за участие в митинге предпринимателей в Минске. Некоторое время жил в Украине, после возвращения в Беларусь попал в тюрьму, а после выхода в 2010-м вновь направился в Украину. Осенью в квартире, где он жил, прошел обыск. Украинские силовики искали наркотики и оружие, после трех суток Дубского освободили без выставления обвинения. После этого он пытался через ООН добиться международной защиты от украинских и беларусских силовиков. А в следующем году уехал жить в Польшу.

В Польше, как говорит о себе Дубский, политикой он не интересуется, занимается бизнесом и блогерством. Недавно отрывок одного из видео Дубского показало беларусское телевидение. На нем бывший член «Молодого фронта» обзывает бандеровцами украинцев, которые пришли к памятнику советским солдатам в Варшаве протестовать против участия российского посла в торжествах по поводу 9 мая. Женщине, которая держит украинский флаг, он говорит: «Вам не стыдно стоять с этим нацизмом?» На ютуб-канале Дубского публикуется много роликов, в которых он критикует украинцев или восхищается буквой Z [символ российского вторжения в Украину], увиденной на улице в Варшаве.

Как рассказал «Свабоде» Рафал Гавел из Центра мониторинга расистских и ксенофобских поведений, они заинтересовались личностью Дубского после того, как к ним обратились беларусские оппозиционеры в Варшаве, возмущённые действиями своего земляка.

«Они рассказывали, что он ведет себя провокационно, травит украинцев, называет их публично фашистами и сотрудничает с польскими пророссийскими националистами. На его же видео видно, как он публично защищает посла России и нападает на советском кладбище на украинцев, которые выступают против российской агрессии. Согласно нашим сведениям, Артем Дубский только что вернулся из Беларуси, где его две недели видели на встречах с беларусскими спецслужбами, а когда появилась информация об этих контактах, он придумал сказку о его якобы аресте беларусской разведкой и освобождении через две недели», — говорит он.

Журналисты «Свабоды» поговорили и с Артемом Дубским. Он утверждает, что действительно был недавно в Беларуси, где встречался с родственниками. 11 мая они якобы поехали в Минск, где Дубского, с его слов, задержали, избили, после чего отвезли на допрос в КГБ. На ночь его отпустили домой в Осиповичи под обязательство вернуться на следующий день. 12 мая он поехал в КГБ и с того времени на связь не выходил, а через 5 дней родственникам сообщили, что он на Окрестина.

«Это неправда, что я нигде не сидел и придумал сказки. Человека, который так говорит, не было там, когда меня брали и когда я сидел. Это из той же серии, чтобы я сказал, что Тихановский теперь не в тюрьме, а на Кубе отдыхает. Они просто мстят мне, поскольку я раскритиковал их деятельность», — говорит Дубский.

В прошлом году Дубский действительно обращался в Центр мониторинга расистских и ксенофобских поведений. Тогда в качестве потерпевшего, в связи с инцидентом в варшавском метро, где у него произошел конфликт с кондукторами. Об инциденте тогда писала польская пресса. После того как контролеры услышали акцент Дубского, они начали ему угрожать. Это и стало причиной обращения в Центр мониторинга расистских и ксенофобских поведений.

Что произошло после, рассказывает представитель Центра Гавел:

«Мы его приняли и объяснили, что сможем помочь, но должны дождаться, пока свое разбирательство завершит полиция. Он после пришел еще несколько раз, но был страшно недоволен и называл нас фашистской организацией. А затем опубликовал сообщение, в котором угрожал облить серной кислотой сотрудников нашего центра. Мы об этом уже сообщили в прокуратуру Варшавы».

Гавел обращает внимание на одно видео Дубского, где он говорит, что поедет в Россию и будет связываться с силами, которые воюют в Украине. Кроме того, согласно представителя Центра мониторинга расистских и ксенофобских поведений, Дубский неоднократно публично хвалил представителя неофашистской пророссийской организации Войтеха Ольшанского, против которого в Польше возбуждено 5 уголовных дел. Один из эпизодов касается нападения на беларусов, которые протестовали против Лукашенко. В интервью «Свабоде» Дубский сказал, что считает взгляды Ольшанского «здоровым патриотизмом».

«Раньше Дубский действовал в пользу движения антипрививочников в Польше. Он снимал ролики, ругался с полицейскими, которые просили его надеть маску. Его ролики имели по полмиллиона зрителей. Это движение было пронизано российскими влияниями, и его целью были протесты и беспорядки. Их финансировали люди, связанные с Москвой. Вся тактика России в нашем регионе — вызывать беспорядки. И Дубский идеально сюда вписывается», — заявляет Гавел.

Журналисты спросили у Дубского, почему его блогерская деятельность сконцентрирована на антиукраинских постах и видео и почему он называет незнакомых украинцев нацистами и бандеровцами.

«Этот канал не полностью об украинцах, слишком много чести ими заниматься. Это канал о моих мыслях и канал для поляков по-польски. Сначала там была тема ковида, жизнь в Польше. Теперь все о нем забыли и занялись Украиной. Когда в Польше появилось много украинцев, я начал заниматься ими. У меня отец украинец, я там жил три года, у меня одна из девушек была украинкой. Когда я вел агентство па трудоустройству, я нашел работу тысячам украинцев. Я имею полное право иметь свое мнение. Слава Богу, в Польше за такое пока не расстреливают. Я ежегодно 9 мая хожу на ближайшее военное кладбище, у меня бабушка умерла на войне. Вместе с коллегой из «Молодого фронта» и одной девушкой мы купили гвоздики и пошли туда. Это было свинство со стороны украинцев. Может ли нормальный человек танцевать на кладбище в маске свиньи? Там же похоронены и украинцы. Я включил там телефон, поскольку знал, какой будет формат. Посла облили краской, она долетела и на нас. Есть украинцы, которые борются за свою страну, а есть нацисты и бандеровцы, которые воруют консервы и получают социальную помощь, имея «Лексусы», и ведут себя по-свински. Вот они и есть нацисты. А то, что БТ показало отрывок из моего ролика, это не моя проблема. Они показали это и так по-своему. Теперь пишут, что меня завербовал КГБ. Парни, никакой КГБ не мотивирует меня не любить украинцев или задавать им критические вопросы, как диктует мой жизненный опыт», — говорит Дубский.

Еще несколько лет назад активисты «Молодого фронта» выходили на протесты в Минске с баннером, который восхвалял Степана Бандеру и Романа Шухевича, которых в России власти называют нацистами. Журналисты «РС» спросили у Артема Дубского, протестовал ли он против этого тогда.

«Лично я никогда не выходил с их портретами. «Малады фронт» — это не приговор на всю жизнь и не диагноз. Это был яркий период в моей жизни. Если я был в МФ, то это не значит, что я всю жизнь буду кричать «Бог. Гонар. Айчына». Человек же развивается. Так и я», — ответил он.

Рафал Гавел говорит, что даже если у Дубского и были какие-то личные инциденты с украинцами, это не значит, что отвечать за них должен теперь весь украинский народ. Гавел называет такой подход фашизмом.

Дубский отмечает, что из Польши уезжать не собирается. Он утверждает, что не боится жалобы на него в прокуратуру и готов даже дать показания на детекторе лжи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.