Беларусское политическое сообщество, несмотря на попытки режима разделить его на «своих» и «чужих», остается сплоченным и активным. Чувство принадлежности и взаимная ответственность связывают тех, кто остался в стране, с теми, кто вынужден был эмигрировать. Взаимодействие через цифровые платформы, солидарность и помощь политическим заключенным демонстрируют единство и жизнеспособность сообщества. Это динамичная структура сопротивления, в которой каждая группа сохраняет свою автономию, но взаимодействует ради общей цели — демократических перемен в Беларуси.
Представление беларусского общества как разделенного на «своих» и «чужих» стало одной из наиболее заметных реакций беларусских государственных пропагандистов на массовые протесты 2020 года. Сначала восставшее беларусское общество выдавалось ими за руководимое Западом меньшинство, затем это «меньшинство» превратилось во «врагов и предателей своего народа», наконец, с лета 2021 года пропагандисты начали активно использовать идею разделения беларусок и беларусов на тех, кто остался, и кто уехал из страны (cм., к примеру, публикации колонки Андрея Муковозчика на сайте «Беларусь сегодня»).
Беларусский авторитарный режим активно использует идею территориальной идентичности как инструмент для укрепления своей власти, создавая жесткое разделение между «своими/оставшимися» и «чужими» – теми, кто вынужден был покинуть страну из-за угроз преследования. Это разделение используется для дискредитации политических оппоненток и оппонентов, как внутри страны, так и в изгнании, изображая их как оторванных от реальной жизни и подверженных иностранным влияниям.
Однако, несмотря на эту риторику, между изгнанниками и теми, кто остается в стране, не существует реального разрыва. Обе группы, идентифицируя себя как часть беларусского общества, связаны общими стремлениями к демократическим переменам и активно взаимодействуют друг с другом, формируя единое сообщество, не ограниченное географическими рамками.
В основе единства этого сообщества лежит чувство принадлежности к нему – эмоционально окрашенный опыт, когда человек ощущает связь с группой, чувствует себя частью чего-то большего, находит в этом поддержку и по возможности оказывает ее. Это переживание объединяет людей, укрепляя их внутреннюю связь с сообществом, что, в свою очередь, способствует формированию устойчивых и значимых социальных отношений.
Ощущая свою принадлежность к сообществу, человек начинает видеть себя как элемент чего-то большего, что выходит за рамки его или её индивидуальности. Это способствует формированию чувства ответственности за благополучие других. Благодаря этому участницы и участники сообщества продолжают взаимодействовать, координировать действия и поддерживать друг друга.
Онлайн-марафон солидарности с беларусскими политзаключенными, прошедший 29 июля 2023 года, инициированный Ольгой Горбуновой, в то время представительницей Объединённого переходного кабинета Беларуси, консолидировавший усилия более 20 независимых беларусских медиа и многочисленных публичных беларусок и беларусов и позволивший собрать более полумиллиона евро на нужды политзаключенных и их семей, а также многочисленные другие форматы коллективной помощи политзаключенным — от написания им писем до сбора финансовой помощи и эвакуации — являются сегодня, пожалуй, наиболее заметными примерами того, как это чувство принадлежности проявляется среди беларусок и беларусов внутри страны и в изгнании, преодолевая любые разрывы, навязанные режимом. Это, однако, не исключает того, что в беларусском политическом сообществе существуют различные позиции в отношении стратегий освобождения политзаключенных, что порождает споры об их эффективности.
В рамках этого сообщества формируются связи формата «реляционной, или разделяемой с другими автономии» между находящимися в стране и за ее пределами: несмотря на физическую дистанцию, автономия этих групп создается через постоянное взаимодействие и сотрудничество, при этом каждая группа сохраняет свою самостоятельность и независимость в принятии решений и в действиях.
Примечание: реляционная автономия — это понятие, выражающее то, что автономия (способность человека принимать независимые решения) не существует в изоляции от других людей. Индивидуальная и групповая способность к самоопределению зависит от взаимодействия друг с другом, а также от поддержки и заботы, получаемой в этих отношениях. Это совместная или разделяемая автономия, где все участники вносят вклад в общее дело, даже если они разделены географически (Jennifer Nedelsky «Law’s Relations: A Relational Theory of Self, Autonomy, and Law»).
Это также значит, что взаимосвязи признаются и ценятся. Так, изгнанники часто зависят от информации, ресурсов и действий тех, кто продолжает свою деятельность внутри страны, чтобы оставаться релевантными и эффективными в своей политической или общественной борьбе. И наоборот, «хрупкое сопротивление» в стране может полагаться на поддержку, защиту и международное признание, которое обеспечивают изгнанники, чтобы продолжать свою деятельность в условиях политического давления или репрессий. Общие стремления создают единое сообщество, которое не ограничено географическими рамками.
Эти практические наблюдения находят и теоретическое подтверждение. Исследователи отмечают, что политическое сообщество не следует рассматривать исключительно через территориальную призму, которая ограничивает его рамками государства и представляет как нечто статичное и неизменное. Они критикуют этот подход, прежде всего потому, что его следствием является реификация («затвердевание») сообщества, игнорирующая многообразие и динамику жизни любого сообщества, включая роли диаспоры и оппозиции в изгнании ( Mcmillan, D., Chavis, D. (1986) Sense of Community: A Definition and Theory). Так, Жерар Деланти подчеркивает, что политическое сообщество формируется вокруг человеческих взаимоотношений и интересов, независимо от географического положения. Оно существует благодаря качеству взаимодействий и принятым принципам, которые определяют права, обязанности и участие его членок и членов (Delanty, G. (2003) Sense of Community, 55).
В беларусском контексте социальные связи, основанные на чувстве принадлежности, играют ключевую роль в поддержании существования и единства политического сообщества, несмотря на географическое разделение и попытки режима изолировать его части друг от друга. Политическое сообщество остается живым и динамичным, поддерживая свою целостность через взаимодействие его участников, как внутри страны, так и за ее пределами.
Об этом свидетельствует, прежде всего, координация действий между различными группами, как внутри Беларуси, так и среди оппозиции в изгнании. Координационый совет с момента его создания в августе 2020 года объединял молодежное, рабочее, фем/женское, научное и другие представительства; Фонд BYSOL и Народные амбасады Беларуси; Беларускі ПЭН, принужденный беларусским режимом работать сегодня в Польше, но по-прежнему представляющий интересы беларусских людей слова, независимо от места их проживания; Медицинская инициатива «Белые халаты», Беларуская асацыяцыя журналістаў (БАЖ) и Беларуская незалежная кінаакадэмія. Это список можно продолжать, он охватывает сегодня беларусский бизнес, различные профессиональные сообщества, фонды помощи, квир-феминистскую, журналистскую, правозащитную, исследовательскую, образовательную, просветительскую, экспертную солидарность и солидарность в области культуры.
Оппозиционные лидерки и лидеры, такие как Светлана Тихановская, признаны международным сообществом в качестве представителей беларусского народа. Это признание подчеркивает, что существует организованная политическая сила, действующая от имени граждан страны.
Регулярные акции протеста и поддержки демократических изменений, в основном, в различных странах за пределами Беларуси, а также взаимопомощь поверх различных границ, которая видна сегодня больше всего на примерах помощи политзаключенным, показывают, что существует активное политическое сообщество, объединенное общими целями.
Использование разнообразных цифровых инструментов — сообществ, каналов и ботов в Telegram, таких как правозащитный центр Viasna и Dissidentby, суполка ахвярадаўцаў «Магістрат» или Фемгруппа Беларусь; площадки в YouTube, как, например, прямые трансляции «Еврорадио» или «Жизнь-Малина» Никиты Мелкозерова, аплікацыя “Новая Беларусь”, образовательные онлайн-платформы, как-то “Нация лидеров” или Social Camp, культурные платформы, как, например, Sekktor.online — “медыя для людзей, якія рухаюць наперад беларускую культуру”, для координации действий, обмена информацией и поддержания связи между участниками сообщества независимо от их местоположения, демонстрирует функционирование единого политического сообщества.
В отличие от временных групп, это сообщество основывается на осознании взаимной ответственности, которое позволяет преодолевать разногласия и адаптироваться к новым вызовам, обеспечивая регулярность и продолжение совместных действий. Этос внимания и заботы, предполагающий, что внимание к нуждам и благополучию других людей является ключевым элементом взаимодействия, становится важнейшим элементом практик сотрудничества.
В то же время, в отличие от общественных движений, которые часто сосредоточены на решении конкретных проблем, оно объединено вокруг общей цели — достижения демократических преобразований в стране. Взаимодействие и координация действий участниц и участников, как внутри Беларуси, так и за её пределами, направлены на системное изменение политического ландшафта.
Это динамичная и перформативная структура, в которой власть и влияние распределены не статично, а формируются через взаимодействие его участниц и участников. Перформативный характер сообщества означает, что его существование и развитие зависят от постоянных действий и взаимодействий его членов, которые не только выражают уже существующие идеи и нормы, но и активно создают и укрепляют политическую реальность. Жизнеспособность такого сообщества обеспечивается за счет признания взаимных обязательств, активного участия всех его членов и легитимности координирующих структур.
Гибкость позволяет избежать принуждения, что особенно важно для понимания того, является ли сообщество действительно демократическим. Чандран Кукатас подчеркивает, что политическое сообщество существует до тех пор, пока его члены признают и соглашаются с основополагающими нормами и правилами. Это признание и согласие поддерживают способность сообщества адаптироваться к изменяющимся условиям, что делает его устойчивым к внутренним и внешним вызовам (Кукатас, Ч. (2020) Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы).
Беларусское политическое сообщество, несмотря на попытки режима разделить его на «своих» и «чужих», остается живым и единым благодаря сильным социальным связям и общей цели демократических перемен. Это сообщество не ограничено территориальными рамками и объединяет как тех, кто остался в стране, так и тех, кто вынужден был покинуть её. Чувство принадлежности, взаимная ответственность и активное взаимодействие поддерживают жизнеспособность сообщества, несмотря на физическую дистанцию и давление. Взаимодействие через различные цифровые платформы и координация усилий между группами внутри и за пределами страны укрепляют связи и формируют гибкую, динамичную структуру сопротивления. Политическая сила этого сообщества строится на основе реляционной автономии, где каждая группа сохраняет свою независимость, но при этом взаимодействует для достижения общей цели.
Праект «Пасля 2020: ад палітычнага поля да палітычнай супольнасці» з’яўляецца працягам праекта «Пятая рэспубліка» і накіраваны на садзейнічанне інфармаванаму і структураванаму дыялогу аб бягучых палітычных выкліках і аб будучыні Беларусі. Гэтае абмеркаванне асабліва актуальнае для беларускай дыяспары, якая сёння становіцца галоўнай пляцоўкай палітычных дыскусій аб фармаванні новай палітычнай рэальнасці.
***
Мнения и оценки авторов могут не совпадать с мнением редакции Reform.news