Посол Украины в Беларуси Игорь Кизим прокомментировал фильм ОНТ о «спецоперации» беларусского КГБ про возвращению домой беларусских дальнобойщиков, застрявших в Украине после вторжения России.
Кизим заявил, что в фильме содержится антиукраинская пропаганда, манипуляция фактами и подмена понятий, хотя срежиссирован он «неплохо».
«Хотя надо отдать должное «срежиссирован» и снят фильм неплохо — со спецэффектами, захватывающим «сюжетом», похожими на реальность «постановками» и т. д. В общем, «блокбастер». Но складывается впечатление, что фильм скорее не об «освобождении», а о том, какие «страшные и безжалостные» украинцы, какое якобы «продажное СБУ», и в общем о том, что все в Украине «плохо». Поэтому в фильме легко «просматриваются» антиукраинские пропагандистские штампы, манипуляции фактами, «полуправда», подмена понятий и т. д.» – заявил Кизим.
Украинский посол напомнил, что российские войска зашли в Украину с беларусской территории, и с территории Беларуси летели самолеты и ракеты. Поэтому, по его словам, отношение украинцев к беларусам изменилось. «Поэтому, когда все «на нервах» и «на эмоциях», действия людей по защите своей земли могут быть и «жесткие» и, к сожалению, от этого иногда страдают невиновные люди (если только не говорить о так называемой «коллективной ответственности» страны агрессора)», – считает он.
Комментируя «спецоперацию», Кизим заявил, что не понимает, почему все успехи приписывает себе КГБ, хотя беларусские дипломаты сделали не меньше.
По словам посла, сложной была только ситуация с группой водителей в Малине, но по группам в других городах велась работа. Например, украинский консул был на связи с водителями в Черновцах, их родственниками и представителями Минтранса.
«Да, действительно, были трудности, особенно с водителями в Малине, и там были «нервы». Но по другим группам и людям велась работа и их никто особенно не собирался держать. Но «на войне, как на войне». Каждое ведомство имеет свой «интерес», и все, что связано с вопросами безопасности, во время войны становится главным. Это, конечно же, затягивало процесс», – написал Кизим.
Вывозом тел двух погибших в Коростене дальнобойщиков занимались, по словам Кизима, украинские и беларусские консулы, представители Минтранса и польские коллеги. «О КГБ здесь вообще речь не шла. Если не считать, что после возвращения волонтеры, которые привезли тела в Мозырь, тут же были вызваны «для дачи показаний», – заявил посол.
Кизим также представил украинскую версию «спецоперации» КГБ. По его словам, во время обмена российских и украинских дальнобойщиков беларусы фактически взяли в заложники украинцев и отказались их передавать, пока не получат беларусских водителей.
«Украинские представители автоперевозчиков вели переговоры с российскими о взаимном обмене водителей, которые оказались в России (украинские) и в Украине (российские). Была достигнута договоренность о том, что местом «обмена» будет пограничный переход в Бресте. Автобус с украинцами приедет туда через Беларусь, а с российскими с Украины – через Польшу. И тут началась «спецоперация». Когда россияне пересекли границу и оказались в Беларуси, беларусские пограничники не выпустили украинских и поставили условие, что выпустят их только в «обмен на своих». Поселили их в отдельно стоящем вагоне и выставили вокруг охрану. То есть фактически взяли в заложники украинских водителей. Самим ли в голову пришло или совместно с россиянами — это уже не важно», – написал Кизим.
По мнению посла, такая ситуация еще раз показывает, что территория Беларуси небезопасна для украинцев, в том числе и как место проведения мирных переговоров.
Напомним, фильм о «спецоперации» КГБ по возвращению из Украины беларусских дальнобойщиков был показан на ОНТ 31 мая. В фильме утверждается, что КГБ под видом волонтеров провели «спецоперацию», благодаря которой домой вернулись около 70 водителей. В нем также ставится под сомнение, что двое беларусских дальнобойщиков погибли в Коростене от удара ракеты. По мнению авторов фильма, подозрительным является тот факт, что на бедренной кости одного из тел обнаружили совершенный посмертно отпил кости, хотя такая процедура является стандартной для сбора материала для анализа ДНК.