Министерство здравоохранения с 16 мая приостановило действие лицензий на медицинскую деятельность, выданных ООО «Клиника А1» и ООО «ЛОДЭ». Формальным основанием называются нарушения законодательства о здравоохранении, о санитарно-эпидемическом благополучии и о лицензировании. Однако есть и другие факторы, которые могли повлиять на принятие такого решения.
Конечно, хоронить медцентры пока рано, поскольку приостановка лицензии – это еще не ее лишение. Пока можно лишь констатировать, что с 16 мая «Клиника А1» и «ЛОДЭ» не смогут оказывать медицинские услуги. И в случае устранения нарушений, после соответствующих проверок, Минздрав может восстановить действие лицензий. Только вот повышенное внимание к некоторым медцентрам, в частности, к «ЛОДЭ», волей-неволей заставляет вернуться к событиям августа 2020 года.
После разгона, массовых задержаний и избиений участников акций протеста медицинский центр «ЛОДЭ» на своей странице в Instagram оставил такую запись: «Собственник и коллектив врачей МЦ «ЛОДЭ» решили безвозмездно оказывать помощь беларусам, пострадавшим от насилия во время мирных уличных акций протеста 9—14 августа. Безвозмездность оказания помощи определяет врач, согласно характеру травм, полученных человеком. Медицинский центр «ЛОДЭ» — против насилия в любом его проявлении. Мы лечим человека, а не его политические взгляды. «ЛОДЭ» — это честная медицина».
Только за три дня «врачи одного из самых больших медцентров Минска «ЛОДЭ» не только бесплатно осмотрели около 190 человек, но и провели нужные исследования: УЗИ, МРТ и компьютерную томографию» – писали журналисты RTVi. Одна из задержанных за «массовые беспорядки» рассказывала после выезда за границу: «В какой-то момент (после задержания силовиками — прим. Reform.by) поняла, что панические атаки слишком частые, а не ела я уже примерно трое суток. Врачи в ЛОДЭ не взяли ни копейки денег, психотерапевт назначил препараты».
Конечно, это не могло остаться незамеченным. «В одной из программ сотрудник СТВ Григорий Азаренок со своим гостем пресс-секретарем Министерства образования Андреем Лазуткиным обсуждали «медцентр Л» – напоминает «Еврорадио». «Лазуткин возмущался, что «медицинская помощь для пострадавших во время беспорядков 9-11 августа оказывалась бесплатно и в любом объёме, включая сложные исследования КТ, МРТ и другие. А рыночная стоимость таких исследований составляет 200-500 рублей». Азаренок тогда призывал провести милицейские проверки в частных медцентрах».
По рассказам некоторых врачей, после подавления протестов руководство «ЛОДЭ» ожидало повышенного внимания к себе со стороны властей.
Тем более что врачи, работавшие в этом медцентре, тоже были среди задержанных. Например, врач-онколог Надежда Петровская.
Были и те, кто из-за своей позиции потерял работу в медцентре, как кардиолог Елена Баранова. И, похоже, не по инициативе руководства «ЛОДЭ». «Директора вызвали по моему поводу в Минздрав. И было сказано конкретно — уволить Баранову. Без объяснения причин», – рассказывала позже врач.
Нельзя исключать, что в итоге призывы Азаренка таки были услышаны. И в «ЛОДЭ» провели внеплановую проверку центрального офиса и филиалов межведомственной комиссией, созданной Комитетом Госконтроля.
Ненависть к такой «частной самодеятельности» имеет глубокие корни. Во второй половине десятых годов Беларусь превратилась в страну двух миров. В одном были государственное ТВ, отставки министров из-за внешнего вида крупного рогатого скота, субботники и прочие атрибуты «парадка». В другом – рост бизнеса, доходов, IT-сфера, джазовые фестивали и улица «Октябрьская». Миры эти существовали параллельно, стараясь не пересекаться друг с другом. До поры до времени это им чаще всего удавалось.
Есть различные методики определения среднего класса, но, по мнению экономиста Александра Чубрика, по одной из них «в 2018 году к среднему классу в Беларуси относилось 47,3% населения, и он был самой многочисленной общественной группой. Более свежих оценок нет, но с учетом роста доходов можно с уверенностью сказать, что в 2020 году средний класс составлял более половины населения страны». Вот эти люди и были посетителями фестивалей, пациентами частных медцентров и всего остального частного, что, кроме комфорта, давало и возможность избежать встречи с государством с его хронической нехваткой талонов к узким специалистам и вечно недовольной теткой в регистратуре.
А потом средний класс решил, что пришло время поучаствовать в политической жизни страны. В 2020 году параллельные миры неожиданно для себя пересеклись. И полыхнуло. Власть в итоге разобиделась на «неблагодарных буржуев». Главным образом, как раз по среднему классу и был нанесен удар в результате репрессий. Это, если хотите, стало местью «хижин дворцам». При этом воюющие на стороне «хижин» сами давно в них не живут. Но в своем сознании и мироощущении где-то там навсегда и застряли. С тех пор власть громит все, что дорого среднему классу. И разгон «буржуйских» медцентров тоже вписывается в эту парадигму. Ходите в обычную поликлинику и будьте «как все».
Тем более, врачи в государственных поликлиниках в дефиците. В Беларуси не хватает почти 7 тысяч медработников. А сколько докторов выехали из страны после 2020 года? И это тоже может быть аргументом в пользу ликвидации частной медицины. Ведь зарплаты там побольше, чем в государственных больницах и поликлиниках. Так что одним выстрелом можно убить двух зайцев.
Месть среднему классу за 2020 год и его последствия, может, и не единственный фактор. Но подспудно он так или иначе довлеет над системой. Частные школы, медцентры и улица Октябрьская – все должно быть вычищено или вовлечено «в проводимые властями мероприятия». Система поняла, что в противном случае частное снова неизбежно превратится в «рассадник крамолы». А потому оно должно быть разрушено. Как Карфаген.
Бизнес стремится зарабатывать, но задача властей – удерживать цены. Госконтроль рекомендовал снижать их уже дважды. Министерство здравоохранения тоже следит за ценами на медицинские услуги. Замминистра Борис Андросюк констатировал, что на фоне роста курсов иностранных валют их стоимость выросла, особенно в частном секторе.
По его словам, Минздрав провел встречу с частными медцентрами и поставщиками. «У нас состоялся предметный разговор. Надеюсь, мы нашли взаимопонимание», – пояснил Андросюк.
Ну а кто не нашел – так у нас же есть система лицензирования. И объемы вмешательства государства в дела бизнеса, и медцентров в частности, будут лишь возрастать. В отличие от ВВП. Мотивироваться это может и кризисными условиями, и жизнью под санкциями. Но главное – лишить бизнес самостоятельности в принятии простейших решений. Потому как ценообразование – это вопрос спроса и предложения. Если не будет спроса – бизнес сам начнет снижать цены, чтобы привлечь потребителей. Но власти стремятся показать, кто в доме хозяин.
К тому же государство не прочь и само заработать на медицинских услугах. Больницы и РНПЦ будут оказывать платные медицинские услуги по выходным и праздникам. А конкуренцию с собой любимым государство никогда не приветствовало.
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что медицинский бизнес – высокомаржинальный. Возможно, речь идет и о переделе рынка. Но тот же «ЛОДЭ» работал в Беларуси с 1992 года. И до сих пор ему удавалось «пробежать между струйками».
Только времена меняются. Никаких параллельных миров в Беларуси больше не будет. В этом и состоит ключевой недостаток теории о том, что, если отмотать все назад, пойти на диалог, то удастся вернуть свою улицу Октябрьскую, фестивали и довыборный уют. Власть уже поняла, чем чревата для нее модель хоть и ограниченной, но все же свободы. Ничего, не ложащегося в ее представления о прекрасном, она больше создать не даст. Бегать «между струйками» после 2020 года уже не дозволено. И все, во всех сферах жизни, «медленно, но неизменно» будет превращаться в одну большую «государственную поликлинику». С неизбежными очередями, хронической нехваткой талонов и вечно недовольной теткой в регистратуре.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: