Быстрые пертурбации в судьбе председателя правления «Банка БелВЭБ» Василия Матюшевского заставляют пристальнее присмотреться к процессам, происходящим сегодня в банковской системе Беларуси. Менее чем за месяц Матюшевский успел побывать задержанным, освобожденным, покинувшим пост председателя правления и вернувшимся на эту должность после совещания у Александра Лукашенко.
О задержании руководства «Банка БелВЭБ» стало известно 29 марта, хотя официально об этом не сообщалось. Кроме председателя правления банка Василия Матюшевского среди задержанных, по сообщениям СМИ, оказались первый зампред Тарас Надольный, зампреды Анатолий Борисевич, Виктор Перепелица и Дмитрий Левданский. То есть все руководство «БелВЭБа».
Однако уже ночью Матюшевского выпустили из Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля.
Среди претензий, выдвигаемых силовиками, по информации «Нашай Нiвы», было то, что у «БелВЭБ», как и у многих других беларусских банков, появились отдельные IТ-подразделения, резиденты ПВТ. У банков есть лицензии с перечнем видов деятельности, которыми они могут заниматься – это финансовая деятельность. В то же время банки пишут свои IТ-решения. Создание отдельных подразделений при ПВТ позволяло платить сотрудникам конкурентоспособную заработную плату. Но власти начинают трактовать это как уклонение от уплаты налогов, потому что банк занимается непрофильной деятельностью, которая не описана в лицензии. Это выяснилось в ходе проверок, проведенных Национальным банком. Эта схема с аффилированными ИТ-компаниями ПВТ, якобы, и легла в основу претензий к руководству «БелВЭБ». Сообщалось и о конфликте Василия Матюшевского с главой Нацбанка Павлом Каллауром.
Утром 26 апреля решением Наблюдательного совета ОАО «Банк БелВЭБ» Василий Матюшевский был освобожден от занимаемой должности председателя правления банка по соглашению сторон. Сразу после появления этой информации стало известно, что Матюшевского вызвал к себе Лукашенко. Состоялась встреча, на которой присутствовали и председатель Комитета госконтроля Василий Герасимов, и первый вице-премьер Николай Снопков.
Выяснилось, что претензии есть и к Василию Матюшевскому, и к председателю правления Нацбанка Павлу Каллауру.
«Оказалось, что недостатки свойственны всем нашим банкам. И мы делаем однозначный вывод, что плохо работаем с банковской системой. Мы не создали для них некую правовую колею, в которой они должны четко развиваться, следовать определенным нормам, правилам и законам, не выходя за эту колею. Тогда у нас и получается: то Матюшевский неправильно поступил, то Каллаур не туда залез и так далее», — охарактеризовал на этом совещании ситуацию Лукашенко, косвенно подтвердив тем самым версию, изложенную журналистами «Нашай Нiвы». Ну или эта версия просто была поддержана, как уже попавшая в СМИ.
«Я сегодня принял это решение, и Комитет госконтроля в ближайшее время проанализирует обстановку в банках и однозначно пропишет, что можно, а что нельзя».
Создание такой «правовой колеи» для банков само по себе интересное явление. По сути КГК было предложено согласовать с банковской сферой правоприменительную практику. А это может лишить контролирующие органы свободы маневра, чего они обычно избегают.
А уже через два дня после этого совещания Василий Матюшевский вернулся на пост председателя правления банка «БелВЭБ». О его возвращении руководство и менеджеров банка проинформировал лично первый вице-премьер Николай Снопков, тем самым как бы подтвердив выдачу индульгенции Матюшевскому на самом высоком уровне.
На этом в истории можно было бы поставить точку или троеточие, отметив набившие оскомину необходимость ручного управления и арбитража разборок между различными структурами на самом высоком уровне. Но проблема может быть глубже.
Задержание Матюшевского – не первый прецедент в банковской сфере за последнее время. Повышенное внимание силовиков к банковской сфере началось еще после задержания заявившего о намерениях идти на выборы в 2020 году экс-председателя правления «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико. А в начале марта беларусские СМИ сообщили о задержании председателя правления «Приорбанка» (дочерний банк Raiffeisen Bank International) Сергея Костюченко. Официально эта информация не публиковалась, однако факт задержания российскому «Интерфаксу» подтвердили в пресс-службе Raiffeisen Bank. Затем пришла очередь Матюшевского. Складывается впечатление, что кто-то решил переделить банковскую сферу. Это лакомый кусок.
Однако это могло поставить под удар устойчивость банковской системы страны. Да и в ситуации с банком «БелВЭБ» кто-то явно попытался ухватить слишком большой кусок. Ведь «БелВЭБ» — «дочка» российской государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», возглавляемой бывшим первым вице-премьером правительства РФ Игорем Шуваловым. Мало того – ВЭБ курирует многие беларусско-российские интеграционные программы.
Презентуя в Минске в октябре 2021 года стратегию развития банка «БелВЭБ» на 2022–2024 годы, Игорь Шувалов говорил, что «поддержка со стороны ВЭБ.РФ – это поддержка не просто деятельности конкретного банка, но и широкого ряда проектов и инициатив по развитию и укреплению двухстороннего интеграционного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь». Например, ВЭБ заявлял о готовности предоставить ресурсы для экспортных сделок, поддерживающих движение беларусских и российских товаров на рынки третьих стран. Взяться за «БелВЭБ» в этих условиях было непростительной ошибкой.
И не важно – жаловался Шувалову Матюшевский или нет. Наверняка к делу подключились силы в российском истэблишменте. И разруливать конфликт пришлось лично Лукашенко. Похоже, российский бизнес пока «не по зубам» беларусским силовикам. А поручение однозначно прописать, «что можно, а что нельзя» – некая гарантия для того, что подобные «наезды» со стороны силовых структур впредь будут хотя бы формализованы.
Но точку в «банковских войнах» ставить пока рано. Об освобождении главы «Приорбанка» Сергея Костюченко пока не сообщалось. И банков в Беларуси еще немало. Ну а желающие поставить их под свой контроль всегда найдутся.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: