Девятый вал позитива. Как пропаганда смывает сомнения

Пропаганда извергает на зрителей и читателей потоки позитива. Санкции – это шанс для экономики, за ценами пристально следит государство и депутаты. А вот западные демократии страдают от инфляции, а покупатели там уже дерутся из-за масла. Пропагандисты отрабатывают поставленные задачи, не задумываясь о том, что это далеко не всегда приводит к ожидаемому результату.

О драках за масло – это не фантазии. Это – высказывание депутата Палаты представителей Народного собрания Сергея Кравцова. «Наверное, всех впечатлили пустые полки в европейских супермаркетах, битвы за бутылки с подсолнечным маслом. К счастью, это не про нас», – полагает депутат.

Экономические проблемы Европы занимают умы лукашенковских пропагандистов. «В марте инфляция в странах еврозоны достигла 7,5%, побив исторический рекорд», – радостно рапортует «БелТА». «Европейская валюта становится все более неустойчивой, а Европейский центральный банк не делает ничего, чтобы повлиять на ситуацию». На том, что в марте и в Беларуси был отмечен резкий рост темпов инфляции, внимание аудитории предпочитают не акцентировать. Хотя индекс потребительских цен в сравнении с февралем подскочил до 6,1%, и такие темпы инфляции в нашей стране последний раз отмечались в 2011 году. Но замалчивание одних фактов в пользу других – классический инструмент пропаганды. Да и инфляция у нас, по мнению первого вице-премьера Николая Снопкова, «внешняя». В беларусском правительстве убеждены, что это влияние инфляции, прежде всего потребительской, продовольственной, в странах, которые ближе к нам.

Но среднестатистическому покупателю это до сиреневой звезды. Он озабочен собственным кошельком. Поэтому с проблем акцент переносится на позитив. Республиканский бюджет в первом квартале исполнен с профицитом. А экономика – под пристальным вниманием всех ветвей власти.

«Экономика — прежде всего», — сказал Александр Лукашенко на совещании о состоянии бюджетной политики. И дальше про заботу о заработных платах, бюджетниках и пенсионерах. То есть о тех, кто еще хоть как-то реагирует на посылы госпропаганды и готов ей внимать.

Задача – показать, что все под контролем. Депутаты мониторят цены в магазинах и рапортуют, что с ассортиментом там полный порядок, а цены на социально значимые товары выдерживаются в пределах допустимых значений. Телевидение снимает сюжеты о том, как народные избранники посещают торговые точки в разных городах. Этим забит весь телеграм-канал Палаты представителей.

Пропаганда стремится работать на опережение. И как только у граждан в голове возникает вопрос «а не упадет ли наш уровень жизни ниже плинтуса?», им пытаются подсунуть нужный ответ. Мол, «цены и ассортимент в магазинах и аптеках Беларуси на контроле у парламентариев и профсоюзов».

Однако цены растут, пусть и в переделах постановления Совмина №214. И покупатели это видят.

«Цены на социально значимые товары выросли незначительно», – отчитывается депутат Ирина Полякова.

«Иногда для повышения цен есть объективные предпосылки. Такие, например, как рост закупочных цен, удорожание логистики, связанной с нарушением логистических связей во всем мире. И, конечно, мы не можем этого предотвратить. Но бывают случаи, когда речь идет о банальной наживе. Когда отдельные люди конкретно пользуются сумятицей в торговле мировой, пользуются моментом. И наша задача – пресечь эти моменты», – убеждает депутат Елена Потапова.

Из депутатского мониторинга создается «информационный девятый вал», призванный смыть любые сомнения в благополучном исходе.

Это – пропагандистский инструмент для того, чтобы убедить аудиторию в том, что управляемость сохраняется. А за любой рост цен виновные неизбежно ответят, в том числе и чиновники.

И не беда, что западные компании уходят с беларусского рынка – импортозамещение решит все проблемы.

«Масштабное импортозамещение, которое десятилетиями проводилось в беларусской промышленности и сельском хозяйстве, в период санкций стало спасательным кругом для нашей экономики», – считает депутат Виталий Уткин.

Ну и так далее. Подобными бравурными реляциями забит весь телек и прочие официальные СМИ. Причем, это не беларусское ноу-хау – в этой же парадигме действуют сегодня российские власти, пытаясь с помощью позитивных новостей убедить своих граждан в том, что их жизнь не изменится из-за войны. Например, администрации российских регионов собирают информацию о примерах «импортозамещения, открытия новых производств, появления новых товаров» на своих территориях, а подконтрольные властям медиа публикуют об этом «новости». Впрочем, «у нас хорошо, а у них – очень плохо» – привычное клише для пропаганды.

Был когда-то депутат Госдумы РФ Олег Михеев, который лет десять назад выступал с инициативой принять закон «О защите населения от информации». В нем он предлагал ограничить количество плохих новостей в СМИ. Тогда не прокатило, но в свете событий дней сегодняшних законопроект имел бы шанс. Ограничивать плохие новости о тяжелой жизни на Западе смысла, конечно же, нет. А вот с внутренними плохими новостями – вполне сгодится.

Чтобы не мешали «волне позитива», которой «умывает» с экранов отечественная пропаганда.

Необходимость позитива очевидна – требуется успокоить людей, избежать экономической паники и ажиотажного спроса. Однако у этой медали есть обратная сторона. «Попробуйте убедить самого малообразованного человека в том, что цены не растут. Услышав это, человек с тремя классами образования догадается, что надо быстрее бежать и покупать подсолнечное масло, потому что оно опять подорожает», – считает российский политолог Екатерина Шульман. «В этом смысле эффективность пропаганды нулевая. В 2014 году, когда начал падать рубль, у нас президент выходил и говорил – «не надо скупать все товары, зачем вам две кофеварки?». Что народ подумал? Тебе не надо две кофеварки, ты и не покупай. А мы побежим дальше покупать – и бытовую технику, и гречку, и что там еще лежит. И они оказалась правы, между прочим, потому что рубль рухнул и больше уже не поднялся с тех пор».

Шульман полагает, что не стоит преувеличивать доверие людей к пропаганде в тех вопросах, которые их касаются напрямую. И пусть в подорожании в их представлении окажутся виноваты Запад и США, от формирования «домашних складов» это никак не спасет. Да и беларусы, наученные неоднократными девальвациями, тоже хорошо знают, когда спешить в магазины, а когда лучше повременить. Чрезмерное убеждение со стороны властей в том, что бежать никуда не надо, способно вызвать обратный эффект. Закономерность проста – чем глубже кризис, тем больше «волна позитива».

Но пропаганда шаблонна. Ей дали команду «гнать позитив» – она и гонит. Порой не задумываясь о том, что люди не так просты, как ей кажется. И одними бравурными репортажами представления людей о суровой действительности не перепишешь.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!