Новый виток репрессий. Каток дошел до профсоюзов

В Беларуси новый виток репрессий. Власти взялись за независимые профсоюзы. Впрочем, повышенным вниманием со стороны властей эти структуры пользуются давно. А хроника преследования независимого профдвижения в Беларуси заняла бы не одну страницу.

19 апреля в офисах и дома у членов независимых беларусских профсоюзов прошли обыски. По имеющейся на данный момент информации, задержано более десяти человек. По словам волею случая присутствовавшего при обыске в офисе профсоюза РЭП экс-кандидата в президенты и главы партии «Беларусская социал-демократическая Грамада» Сергея Черечня, следователи называли «порядка десяти» статей Уголовного кодекса, которые стали основанием для его проведения.

Среди задержанных – лидеры и активисты Беларусского Конгресса независимых профсоюзов (БКДП), а также входящих в него организаций – Беларусского профсоюза работников радиоэлектронной промышленности (РЭП), Свободного профсоюза металлистов (СПМ) и Свободного профсоюза Беларусского (СПБ).

По информации СМИ, задержаны на 72 часа или не выходят на связь председатель БКДП Александр Ярошук и его заместитель Сергей Антусевич, лидеры профсоюзов РЭП Геннадий Федынич, СПМ Александр Бухвостов, СПБ Николай Шарах и как минимум девять сотрудников и активистов этих организаций. Заместитель председателя СПМ Игорь Комлик был отпущен после допроса.

Тут же появились версии причин репрессий против независимого профсоюзного движения. То ли каток силовиков, катящийся по СМИ, НГО, политическим партиям, просто добрался до профсоюзов, то ли власти опасаются роста протестного движения в рабочей среде, связанного с риском падения доходов и уровня жизни в результате санкций и экономического кризиса. И взялись за независимые профсоюзы превентивно. Тем более, что многие из задержанных лидеров стояли у истоков создания беларусских независимых профорганизаций и забастовочного движения конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века.

Так, Александр Бухвостов был организатором первой забастовки на ПО «Гомсельмаш» в апреле 1990 года, марша рабочих из Гомеля в Москву, сопредседателем Гомельского забастовочного комитета. Возглавлял входящий в Федерацию профсоюзов Беларуси профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, был депутатом Верховного Совета XIII созыва, выступал против итогов референдума 1996 года. Свободный профсоюз металлистов Бухвостов возглавлял с 2012 года.

Геннадий Федынич – экс-председатель профкома НПО «Планар», а с 1990 года – председатель Совета профсоюзов работников радиоэлектронной промышленности. Профсоюз объединил 275 000 человек и был самым крупным профсоюзом в промышленности. В 1990-х годах при участии профсоюза прошли крупные акции протеста «Нет обнищанию народа» на площади Свободы и возле Дворца спорта в Минске.

В 2017 году по стране прошла волна протестов против так называемого «налога на тунеядство», активно поддержанная независимыми профсоюзами. А 24 августа 2018 года Федынич вместе с главным бухгалтером профсоюза РЭП Игорем Комликом был осужден на четыре года «химии» по делу об уклонении от уплаты налогов.

С требованием отменить наказание лидерам независимого профсоюза обращались Глобальный профсоюз IndustriALL и Международная конфедерация профсоюзов (МКП). Отменить приговор Федыничу и Комлику призывали и беларусские правозащитники. Международные профсоюзные организации неоднократно заявляли, что в Беларуси независимые профсоюзы подвергаются давлению со стороны властей, а профсоюзные лидеры получают приговоры по надуманным обвинениям.

В 2019 году Геннадий Федынич и Игорь Комлик попали под амнистию. Срок отбывания наказания обоим был сокращен на год. А до этого, лишенный решением суда права занимать руководящие должности, Федынич ушел с поста председателя профсоюза РЭП, оставшись в организации советником-консультантом. Совет профсоюза РЭП утвердил и. о. председателя брестчанку Зинаиду Михнюк. Уже после ухода с поста, в марте 2022 года, она была задержана по обвинению в оскорблении Лукашенко, помещена в СИЗО и признана политзаключенной. В ноябре 2020 года РЭП возглавил Василий Завадский, вынужденный уехать из Беларуси после обыска в офисе профсоюза в феврале 2021 года. Организацию возглавил Василий Береснев, Федынич был заместителем председателя. А 7 апреля 2022 года профсоюз РЭП был признан Комитетом госбезопасности экстремистским формированием. Собственно, все эти события ярко иллюстрируют тот факт, что давление на независимое профдвижение в Беларуси ведется давно и планомерно.

Николай Шарах возглавлял Свободный профсоюз Беларусский – организацию, основанную в 1991 году в результате стихийной акции протеста работниц Минского электротехнического завода. Тогда был сформирован Стачечный комитет, в который входили представители более 100 предприятий города Минска. К 1995 году численность членов СПБ составляла более 10 тысяч человек. Шарах уже задерживался силовиками 14 июля 2021 года, в день, когда в Беларуси прокатилась волна обысков в общественных организациях и НКО и задержаний их представителей.

Заместитель председателя БКДП Сергей Антусевич был председателем первичной организации рабочих Беларусского независимого профсоюза гродненского предприятия «Гродно Азот», членом партии БНФ, депутатом Гродненского городского Совета. Зампредом БКДП стал в 2012-м. Сам Конгресс был создан в 1993 году, став первым национальным независимым профессиональным центром в Беларуси. С 2010 года его возглавлял Александр Ярошук. В 2017 году БКДП проводил кампанию против «налога на тунеядство», а в 2020, после президентских выборов, объявил о создании Национального стачечного комитета.

Ярошук в 2000-х годах возглавлял входящий в ФПБ профсоюз работников агропромышленного комплекса. В 2001 году он, как и Бухвостов с Федыничем, поддержали выдвижение на пост президента руководителя ФПБ Владимира Гончарика. После выборов и проигрыша Гончарика началось давление на Федерацию, первичные организации. После прихода на пост руководителя ФПБ заместителя главы администрации президента Леонида Козика, профсоюзные лидеры ушли из ФПБ. А профсоюз РЭП – единственный из 28 отраслевых профсоюзов – в знак протеста вышел из Федерации.

Давление на независимые профсоюзы началось давно. Контрактная система, преследования активистов – профсоюзы вынуждены были концентрироваться на удержании своей численности, на выживании. В 2007 году из-за давления на профсоюзное движение со стороны властей Беларусь была исключена из Генеральной Системы торговых преференций Евросоюза. И неоднократно, с начала 2000-х годов, становилась фигурантом спецпараграфа Международной организации труда из-за преследования независимых профсоюзов. Последний раз это произошло летом 2021 года. Однако тогда наша страна не попала под действие так называемого 33 спецпараграфа, предусматривающего экономические санкции и введенного в истории этой организации лишь однажды – в 2011 году против Мьянмы.

По словам Ярошука, БКДП посчитал, что «последствия этого радикального решения лягут не на плечи нашей доморощенной хунты, как не легли на плечи военной хунты Мьянмы, а на плечи граждан страны, в первую очередь — трудящихся».

Но отказ от призыва к санкциям не спас независимые профсоюзы. Каток репрессий вновь добрался до них. И дело тут не столько в страхе перед возможными акциями протеста и гипотетической консолидацией протестных сил под крылом профсоюзов. И не в том, что независимые профсоюзы давно были для них как бельмо на глазу. Просто, по логике власть имущих, в Беларуси не должно остаться камня на камне от любых нелояльных ей структур.

Машина репрессий не может и не хочет останавливаться. Задача уже не в том, чтобы посеять тотальный страх. Задача – уничтожить, выжечь. Поэтому от точечных репрессий в отношении отдельных лидеров и активистов власть перешла к уничтожению организаций. Ведь до сих пор таких массовых задержаний не было. Независимым профсоюзам не привыкать жить под давлением. Но на сей раз давление может оказаться не чета предыдущим.

Может быть и еще одна причина того, что столь массовые репрессии против независимого профдвижения начались именно сейчас. Она заключается в том, что если ранее власти побаивались того же 33 параграфа Международной организации труда и экономических последствий, то самое худшее уже произошло. Санкции были введены и без МОТ. А после этого церемониться с независимыми профсоюзами не было уже никаких причин. И псы были спущены с поводка.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!