Беларусская власть приложила максимум усилий для подавления любой протестной активности. Брошенная Лукашенко фраза «не до законов» стала руководством к действию. В ход шло все – угрозы, задержания, избиения, аресты и жестокие приговоры. Протест, казалось, затих. И неожиданно, после начала российско-украинской войны, вспыхнул с новой силой, перерастая в реальное сопротивление. Дело дошло до жертв.
Появление в Беларуси российских войск сделало железную дорогу целью номер один. В конце января 2022 года одна из беларусских хакерских групп под названием «Киберпартизаны», признанная властями террористической организацией, объявила о нападении на компьютерную сеть Беларусской железной дороги. Кибератаку объяснили тем, что «режим Лукашенко пропускает оккупационные войска на нашу землю». Речь шла о прибытии в Беларусь российских военных перед объявленными учениями «Союзная решимость». Автоматика и системы безопасности, по словам хакеров, сознательно не были затронули кибератакой, чтобы избежать аварийных ситуаций.
Потом началась война. «Киберпартизаны» снова сообщили об отключении системы диспетчерской централизации «Неман» и сопутствующего программного обеспечения. Целью атаки были названы торможение переброски оккупационных войск и стремление дать украинцам больше времени на отражение нападения. Косвенно факт атаки подтверждался тем, что основной сайт БелЖД rw.by работал с перебоями, а руководство дороги было вынуждено открыть дополнительные точки продажи билетов на основных станциях. Как поясняли в пресс-службе, это было связано с «временным затруднением» с покупками онлайн.
Некоторые протестные телеграмм-каналы стали публиковать инструкции по замедлению работы железной дороги. Предлагалось выводить из строя различное оборудование, в том числе семафоры и трансформаторы. Задушенный было протест неожиданно перерос в сопротивление.
Со ссылкой на работников железной дороги авторы инструкций сообщали, что все акции безопасны для пассажиров. Они ведут лишь к замедлению движения. Действительно, информации о фактах крушения или схода с рельсов железнодорожных составов до сих пор не поступало. Выходит, новоявленные партизаны нашли эффективный и фактически ненасильственный способ борьбы с оккупационными войсками?
В СМИ заговорили о новой «рельсовой войне». Украинские издания, еще недавно на чем свет стоит клявшие предателей-беларусов, с территории которых в их страну шли российские захватчики, вдруг заметили «чыгуначны супрацiў». О нем стали писать. Многие посчитали, что в то время, когда беларусские власти сдают свою страну России, партизаны выступают единственными реальными защитниками и Беларуси, и Украины.
Руководитель признанного властями экстремистским формированием мониторингового проекта «Беларускi Гаюн» Антон Мотолько рассказал в интервью «Радио Свобода», что история с отключением пультов управления, так называемых шкафов, сработала.
«Где-то на второй неделе войны переправа воинских эшелонов была ограничена на участках Гомельской железной дороги. Из Гомеля в Ельск и еще город. И долгое время с Лунинцем не было нормальной связи. Возможно, это не похоже на фильм, но это работает. Люди, которые делают это, рискуя своей жизнью и свободой, также предрешили решение ситуации на северном фронте. Те украинцы, которые в теме, понимают, насколько это важно», – пояснил он.
Сколько на самом деле было случаев, когда выводилось из строя оборудование железной дороги, доподлинно сказать трудно. Однако это явно не были единичные происшествия. Об этом можно судить и по информации силовых структур. Официальный телеграмм-канал МВД Беларуси сообщал, что с 28 февраля на 1 марта на территории Могилевской, Гомельской и Минской областей зафиксировано три факта уничтожения сигнального оборудования, блокирования железнодорожных путей. Писали о задержании людей, которые месяц назад подожгли аппаратуру, отвечавшую за работу светофора на железнодорожном переезде в Светлогорском районе и о задержании «35-летнего «рельсового партизана» в Жодино.
Власть отреагировала крайне жестко. Заместитель министра внутренних дел — начальник криминальной милиции генерал-майор Геннадий Казакевич записал видеообращение, в котором предупредил всех, «кто даже подумает совершать любые противоправные действия на Беларусской железной дороге: все они будут квалифицированы как акт терроризма, и реакция будет максимально жесткой. С террористами не договариваются, их уничтожают».
Приближенный к силовикам телеграмм-канал «Людажор» с плохо скрываемой ненавистью писал, что «на уязвимых для терактов участках организованы засады на таких вот гавриков, в засадах сидят люди с автоматическим оружием и приказом стрелять по террористам на поражение в случае неподчинения». И «парочка групп, решивших скрасить вечерний досуг незамысловатым терактом на правоохранителей уже нарвалась». Правда, тогда так и осталось неизвестным, шла ли речь о реальных фактах или это были выдумки авторов канала.
Но «рельсовая война» все больше становилась похожей на прочитанные когда-то книги про партизан, которые через кордоны и патрули полицаев и солдат пробирались к железнодорожному полотну и мостам.
И реальные выстрелы прозвучали. По официальной информации, в ночь на 30 марта сотрудники КГБ при силовой поддержке СОБР задержали троих жителей Бобруйска. Их подозревают в причастности к уничтожению двух релейных шкафов сигнальной установки под Осиповичами. Утверждается, что аппаратура, обеспечивающая движение железнодорожных составов, была взломана и сожжена 28 марта. При задержании бобруйчане якобы «оказали активное сопротивление и попытались скрыться». Было применено оружие, один человек ранен.
Также, по информации силовиков, 1 апреля задержан подозреваемый «в аналогичном преступлении, совершенном в ночь с 24 на 25 марта в Борисовском районе». При задержании он тоже оказал «активное сопротивление». Мужчина тяжело ранен и находится в медучреждении.
До обещанных расстрелов уже недалеко? Признанный властями экстремистским формированием телеграмм-канал «Live. Сообщество железнодорожников Беларуси» пишет, что бобруйчане при задержании сопротивления не оказывали. И уже после были целенаправленно расстреляны в коленные суставы.
По словам начальника Главного управления по расследованию преступлений в сфере организованной преступности и коррупции Следственного комитета Владимира Шишко, существует определенная связь ряда задержанных лиц с признанной беларусскими властями террористической организацией «BYPOL». А степень их взаимодействия с преступниками будет устанавливаться в ходе расследования.
За полтора года, с августа 2020, Беларусь прошла путь от «островка стабильности», как ее любила презентовать власть, до страны, в которой идет «рельсовая война». Настоящая война, в которой свистят пули и одни граждане Беларуси отстреливают других. Повод – еще одна война, уже в Украине. Обе войны не нужны беларусскому народу. Не пора ли, во имя спокойствия в стране, попросить российские войска убраться домой? Чтобы не было оснований замедлять железнодорожный транспорт и убивать за это?
Но войны – повод. Причина глубже. Перекрыв гражданам все каналы для выражения своей позиции, лишив их права выбирать и влиять на происходящие в стране процессы, пустив на территорию страны чужие войска и приняв участие в агрессии против Украины, власть сама толкает людей на насильственные действия. Агрессия порождает агрессию в ответ. Эскалация с обеих сторон неизбежно приведет к новым жертвам. Разве они нужны Беларуси?
***
Мнения и оценки эксперта могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.