В знаменитой «беларусьфильмовской» экранизации «Приключений Буратино» один из персонажей в кризисной ситуации, когда уже запахло жареным, бегал по лесу и приговаривал: «А я тут ни при чем». Вот и беларусская власть в разгар небывалых санкций и бушующей у южных границ нашей страны войны озаботилась ликвидацией последствий зимних ураганов в лесах.
Идет война в Украине. ЕС расширяет экономические санкции против Беларуси. Введенные против России технологические санкции Соединенные Штаты распространяют и на Беларусь. США намерены искать дополнительные способы давления, в том числе с помощью экономических мер. Даже Япония ввела санкции против Беларуси.
Средний и малый беларусский бизнес несет убытки и поговаривает о возможном закрытии в ближайшее время. Остатки IT-отрасли релоцируются из страны куда глаза глядят. Три отечественных банка отключают от SWIFT. Цены растут, доллар тоже. Спрос на валюту в феврале превысил предложение на 290 миллионов долларов. Рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Беларуси до уровня ССС, что означает реальную возможность дефолта.
И на фоне всего этого руководство страны занимается ликвидацией последствий зимних ураганов. Как будто других серьезных вызовов перед страной не стоит.
Есть такой механизм – психологическая защита. Он спасает от отрицательных переживаний, тревожности и многих других негативных факторов. И со стороны кажется, что как раз такой механизм включился в головах правящих в Беларуси администраторов. Ведь проще не замечать проблему в надежде на то, что все как-то рассосется само собой.
Активное восстановление лесов, конечно, может помочь спрятаться в случае необходимости. Но и для этого тем лесам еще предстоит вырасти.
А ведь по дереву уже тоже постучали. Европейский союз ввел санкции против беларусской деревообработки. Вице-премьер Юрий Назаров отметил, что санкции затрагивают отрасль с экспортом в 3,2 миллиарда долларов. А «санкционное давление», по его словам, «крайне неприятно». Если переводить с чиновничьего на доступный, то белый пушистый зверек уже свернулся клубочком на беларусских бревнах, досках, щепе, пеллетах и гранулах.
Но администраторы пока пребывают в стадии отрицания. Александр Лукашенко рассчитывает на продолжение экспорта беларусской древесины. Потому что Европе нужен лес. Потому что предприятиям Евросоюза без него придется туго.
Может, пару лет назад так бы и произошло. Но не теперь. Таких последствий не ожидали ни в Москве, ни в Минске. Ведь уже понятно, что Запад сознательно решил нести убытки, чтобы наказать за агрессию против Украины. Которая началась и ведется, в том числе с беларусской территории. И как бы сегодня официальный Минск не делал вид, что «он тут ни при чем», поблажек ждать не приходится.
В то время, когда писался этот текст, стало известно, что Евросоюз ввел дополнительные санкции, в том числе ограничительные меры в отношении Национального банка Беларуси. Они аналогичны тем, что приняты в отношении России.
Согласно заявлению Еврокомиссии, принято решение «запретить операции с Центральным банком Беларуси, связанные с управлением резервами или активами, а также предоставление государственного финансирования для торговли и инвестиций в Беларуси». А это, в том числе, заморозка золотовалютных резервов Беларуси, хранящихся на счетах европейских банков.
Мир делает все меньше различий между прямым агрессором Россией и предоставившей ей свою территорию Беларусью. В этой ситуации рассчитывать на послабления не приходится. Тут как раз наоборот будут закрываться все щели, с помощью которых санкции можно было бы обойти.
Но Лукашенко озабочен вывозом поваленных деревьев к дорогам. А ГО «Минское городское жилищное хозяйство» планирует уделить особое внимание озеленению Минской кольцевой автомобильной дороги.
Как доложил министр лесного хозяйства Виталий Дрожжа, два урагана повредили более 28 тысяч гектаров лесов. На площади в 1,8 тысяч гектаров потребовались сплошные вырубки. И это, безусловно, главная проблема сегодняшней Беларуси.
Выхода из ситуации, в которой оказалась Беларусь, действительно не видно. Разве что развернуться на 180 градусов и как-то выгнать российские войска со своей территории. Но вряд ли это возможно, даже если бы официальный Минск и захотел так поступить. Как повлиять на Путина и его Минобороны? При таком положении вещей, который своими руками создал себе Лукашенко, действительно остается только сажать леса.
Помните, в комедии «День радио» один из персонажей говорил: «Ребята! Все же ясно! У нас две проблемы. Минобороны и пуговица. Мы пуговицу найти можем? Чисто теоретически? Можем. А с Минобороны мы ничего сделать не можем. Вывод: надо искать пуговицу».
Новое прочтение теории малых дел.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.