Большинство данных указывает на то, что Москва рассчитывала на совершенно иной сценарий войны, говорят военные и аналитики стран НАТО.
Упорство и профессионализм украинских Вооруженных сил, массовое народное сопротивление сорвало планы Кремля.
Недооценка противника
Как минимум с 2014 года российская пропаганда 8 лет изображала Украину полностью коррумпированным недогосударством, а ее армию немотивированной и небоеспособной. Все украинское подвергалось презрительному осмеянию. Для этого использовался любой предлог — не важно, истинный или ложный.
«Россия недооценила силу украинского сопротивления до начала вторжения, которое, видимо, привело к тысячам потерь с российской стороны», — цитирует Associated Press выступление официального представителя американской разведки в Комитете по разведке Палаты представителей США.
Частично пропаганда основывалась на событиях 2014 года. В 2014 году Украина встретила российскую агрессию в Крыму и на Донбассе в состоянии внутреннего брожения, только что произошедшей Революции, значительная часть населения находилась под воздействием российского агитпропа.
Весной 2014 года в значительной степени украинские военные оказались дезориентированы и поддались вражеской пропаганде, а политики не были готовы к войне. Именно поэтому практически без единого выстрела был оккупирован Крым. Именно поэтому добровольческие иррегулярные роты и батальоны, сформированные из украинских националистов, оказались на первой линии обороны и в значительной степени придали импульс всей оборонительной машине государства. По примеру добровольцев очнулись и пошли в бой со все большей мотивацией регулярные войска.
Однако одни добровольцы не могли спасти Украину — именно Вооруженные силы, Национальная гвардия и другие государственные силовые структуры стали основной силой, которая в конце концов остановила агрессию на Донбассе и заставила врага отступать. Постепенно почти все добровольческие формирования стали в ряды различных государственных силовых структур.
С 2014 года украинские силовые структуры были радикально реформированы, увеличены, был снова введен призыв в армию, сотни тысяч человек получили опыт службы и реальный боевой опыт войны. Они стали крупной, мотивированной боеспособной силой, опирающейся на массовую поддержку населения. Из абсолютно мирной страны, которая постоянно недофинансировала свою армию, 8-летнее сопротивление российской агрессии выковало новую, готовую к обороне Украину.
«Он (Путин) был уверен, что он модернизировал свою армию, и что она способна на быструю решительную победу с минимальными потерями. Он ошибся в обоих случаях. Эти предположения за последние 12 дней доказали свою полную несостоятельность», — заявил директор ЦРУ и экс-посол в РФ Уильям Бёрнс.
Все эти изменения, которые состоялись за 8 лет, прошли мимо российской пропаганды и, судя по всему, мимо российских военных всех уровней и российского военно-политического руководства. Одновременно они поверили в миф о чрезвычайно высоком уровне организации, подготовки и вооружения армии РФ, которая легко преодолеет сопротивление украинских Вооруженных сил.
Что планировалось — и что вышло?
Недооценка противника привела к неадекватному планированию. Российские войска вторглись в Украину сразу почти по всем направлениям — из Крыма, с территории оккупированного Донбасса, со стороны Беларуси, и по всем ключевым магистралям с территории РФ.
При этом аналитики отмечают очень амбициозные и даже безрассудные расчеты Москвы — огромные колонны танков, бронетехники и транспорта ехали часто таким образом, как будто никакого сопротивления со стороны украинцев не планируется. Тезис о том, что украинская армия не будет воевать, распространяла и кремлевская пропаганда:
«Самое важное, чтобы это понимали те, кто волей или неволей оказались в составе Вооружённых сил Украины. Им-то предстоит столкнуться с невообразимой мощью, против которой никакая чужая мощь не защитит. Единственное разумное — своевременно складывать оружие и не вводить ни других в грех кровопролития, ни себя в грех самоубийства», — заявил в эфире Russia Today российский шовинист Егор Холмогоров, имеющий на канале собственную программу.
В первые дни войны российские подразделения ехали просто по дорогам и прямо заезжали в города, не ожидая сопротивления, отмечает Майкл Кофман, директор отделения по изучению РФ Центра по военно-морскому анализу США.
«Я думаю, нам еще тяжело понять, что им (российским солдатам) говорили, и как это повлияло на планирование. Возможно, один из наиболее ярких примеров — произошедшее с подразделениями Росгвардии в первую пару дней войны. Некоторые просто ехали к Киеву и вокруг Харькова без видимой военной поддержки и координации», — пишет Кофман.
Само участие подразделений Росгвардии (внутренних войск, ОМОНа и СОБРа) в составе первого эшелона вторжения указывает на абсолютно ошибочные ожидания. На видео попали захваченные украинцами грузовики омоновцев со щитами и шлемами, сожженные или брошенные автозаки.
Это значит, что украинцев собирались с первых дней разгонять чуть ли не палками. Для многих российских омоновцев и их командиров это стало страшной ошибкой. Омоновцев встретили украинские солдаты с танками и гранатометами, а также ополченцы территориальной обороны с автоматами.
Кроме того, неадекватное планирование темпов продвижения российских войск привело в некоторых местах к многокилометровым пробкам из техники и автотранспорта — по которым украинская артиллерия и даже авиация стали наносить довольно сильные удары.
Более того, кроме самих украинцев, российскую бронетехнику и автотранспорт массово убивают нехватка топлива, еды для солдат (есть свидетельства, что их вводили с запасом еды только на 2-3 дня) и неадекватное техническое обслуживание. Уже есть видео, как российские солдаты грабят украинские продовольственные магазины — и причиной этого может быть не только вседозволенность, но и именно нехватка собственной еды из-за того, что тыловые подразделения застряли в пробках.
«Распутица, плохое обслуживание шин, чрезмерное количество транспорта на дорогах и нехватка топлива изолировали большую часть этой колонны российской армии от ее тылов… Учитывая температуру и использование связи, у них сели и аккумуляторы», — говорит экс-сотрудник Минобороны США по обслуживанию автотранспорта Трент Теленко об одной из колонн армии РФ, которая стоит на дороге от беларусской границы к Киеву.
Видео стоящей российской техники по дороге к Киеву:
Rusya’nın Kiev yakınlarına yığdığı 64 kilometrelik konvoya ait uydu fotoğrafları bir araya getirilmiş.
Zira tek kareye sığmıyorlar. pic.twitter.com/nTQw4Axw7c
— Turkish Market (@kamerknc) March 4, 2022
Кроме того, украинские диверсанты и ополченцы атакуют транспортные колонны врага или захватывают оставленную технику и брошенных в чистом поле без связи и снабжения солдат РФ.
Что дальше?
Первые две недели войны были явным провалом российского вторжения, как минимум на первом этапе — до сих пор не взят ни один ключевой город (а это опять же затрудняет использование дорожной сети), украинская армия не разгромлена, боевой дух защитников Украины не подорван.
Не удалось Военно-космическим силам РФ ни целиком подавить украинскую противовоздушную оборону, ни захватить полное господство в воздухе — российские самолеты и вертолеты продолжают падать, а украинские самолеты и беспилотники, несмотря на потери, продолжают летать.
Российская авиация и артиллерия перешли к массированным обстрелам украинских городов, однако с большой вероятностью это только усилит давление остальных стран на РФ и ожесточит украинцев.
Судя по сообщениям, российские войска перебрасывают все новые подкрепления на украинский фронт.
Потери обеих сторон оценить очень сложно — сколько-нибудь точно это можно будет сделать только после войны, опираясь на внутренние документы. 8 марта генерал-лейтенант Скотт Д. Берриер, директор Оборонного разведывательного агенства США, сообщил, выступая в Палате представителей, что потери убитыми войск РФ могли составить до 4000. Это означает еще около 12 000 раненых.
За все 20 лет войны в Афганистане США потеряли там 2461 солдата.
Однако нельзя в вопросах войны полагаться только на оптимистические оценки и ожидания — мы не знаем, сколько еще резервов могут быть брошены Москвой в огонь, мы не знаем также, какие точно резервы есть у Украины. Мы не должны недооценивать противника, говорят аналитики.
«Этот конфликт в определенной степени похож на Зимнюю войну 1939-1940 годов*. Похожи и первоначальные впечатления о состоянии Вооруженных сил РФ. После 2014 года я годы потратил на предупреждения о том, что армия РФ — не 3-метровый гигант. В будущем объясню, что она также не 1,2-метровый карлик», — отмечает Майкл Кофман.
*СССР напал на Финляндию в ноябре 1939 года и потерпел ряд крупных поражений в начале войны. Позднее Москве, бросившей в бой огромные резервы, удалось достичь успехов, и к марту 1940 года стороны пошли на мирные переговоры.
Как долго Украина сможет снабжать свои войска снарядами, патронами, едой, топливом, средствами противовоздушной и противотанковой обороны? Как скоро она сможет пополнять войска обученными резервами и организовывать новые боеспособные части?
Пока ни у кого нет точного ответа все эти вопросы. Однако две недели героического сопротивления свидетельствуют, что у Украины как минимум есть шанс на победу. И этого до войны почти никто в мире не ожидал.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: