Пресс-конференция Владимира Макея, по всей вероятности, не была спецмероприятием. Скорее, плановое выступление перед СМИ с подведением дипломатических итогов года. Такие же регулярно проводит руководитель МИД России Сергей Лавров. Сложилось впечатление, что Макей хотел выглядеть похожим на своих московских коллег. Но получилось не очень.
Еще не так давно фигура Владимира Макея выглядела довольно чужеродно среди беларусских министров. Долгое время его считали одним из немногочисленных «голубей» среди множества правительственных «ястребов». С ним связывалось потепление отношений с Западом в середине прошлого десятилетия. Да что там говорить – на главу МИД некоторое даже возлагали надежды как на представителя либеральных кругов, которые приведут Беларусь к неким демократическим реформам.
Но 2020 год все расставил на свои места. И тот факт, что Владимир Макей до сих пор возглавляет беларусский МИД, свидетельствует о его лояльности действующей власти.
В отличие от сына министра, Виталия Макея, который в сентябре 2020 года уволился из Министерства иностранных дел, где работал в центральном аппарате в должности старшего советника управления устойчивого развития главного управления многосторонней дипломатии. Об отношениях с сыном журналисты спросили министра на пресс-конференции. Отвечать Владимир Макей не стал, сославшись на то, что это «личные проблемы». Однако видно было, что вопрос не оставил его равнодушным. Министр даже признал, что «вот эта вот политизированная атмосфера, она наложила отпечаток…»
Что до остального, то ответы практически на все вопросы оставались четко в русле реализуемой Беларусью внешней политики. Сказывается и московское влияние – видно, что Макей во многом перенимает стиль российской дипломатии. Хотя до градуса лавровско-захаровского слога ему пока еще далеко.
Но заявление о том, что «произошла какая-то разгерметизация мозговой оболочки у западных политиков, в результате чего они абсолютно неадекватно оценивают ситуацию» уже близко по тону к тем, с кого Макей, похоже, и решил брать пример.
Владимир Макей в очередной раз призвал Запад вести диалог с теми, кто реально принимает решения в Беларуси. Обвинил в попытках повлиять на ICAO, чтобы получить выгодное для себя заключение по инциденту с Ryanair. Отверг возможность диалога с «беглыми» оппонентами Лукашенко и в очередной раз похвалил Зенона Позняка.
Министр отметил, что давление Запада усилилось, упомянув и введенные против Беларуси санкции. «Им нужно дестабилизировать общественно-политическую ситуацию, удушить экономику и вызвать падение уровня жизни максимального числа населения, чтобы оно захотело осуществить попытку свергнуть власть, а что будет потом — никто не думает». При этом, отвечая на вопрос, мешает ли нахождение у власти Александра Лукашенко нормализации отношений с Западом, Макей заявил, что «утверждение о том, что виновата конкретная личность, абсолютно являются для меня беспочвенными и не являются для меня аргументами. Мне кажется, что проблема в неадекватной оценке нашими западными партнерами того, что происходит внутри Беларуси и вокруг Беларуси».
Ну а в том, что активисты Беларусского союза поляков Анжелика Борис и Андрей Почобут по-прежнему находятся в заключении, Макей обвинил польские власти, которые решили «использовать это в качестве информационного повода и широко разрекламировала освобождение этих лиц в СМИ, попыталась использовать это в своих каких-то идеологических целях». Напомним, что тут речь идет, видимо, о трех активистках польского меньшинства — Марии Тишковской, Анне Панишевой и Ирене Бернацкой, в отношении которых была отменена мера пресечения, сняты обязательства о явке, и они смогли выехать в Польшу летом 2021 года.
Из интересного можно выделить несколько фрагментов. Министр предположил, что Россия заранее не знала о разговоре министров обороны Беларуси и Украины Виктора Хренина и Алексея Резникова, который состоялся в понедельник. Такая подача выглядит как попытка опровергнуть тезис о том, что вся современная беларусская внешняя политика следует в фарватере Кремля и с ним же согласовывается. Телефонный же разговор двух министров без ведома Москвы – демонстрация независимости. Которой, по мнению многих экспертов, у Беларуси остается все меньше и меньше.
В эту же копилку – обвинение России в сохраняющихся ковидных ограничениях на пересечение границы между двумя странами автомобильным транспортом. «Мы постоянно поднимаем вопрос об открытии автомобильного сообщения, но наши коллеги ссылаются на сложную эпидемиологичекую обстановку у них и у нас. К сожалению, пока этот вопрос не движется», — сказал министр. Он выразил надежду, что вопрос все-таки удастся решить. И напомнил, что между Беларусью и Россией возобновлено авиационное и железнодорожное сообщение.
Правда, западная, северная и южная границы по-прежнему остаются закрытыми для большинства беларусов. И отменять ковидные ограничения в этих направлениях власти не спешат.
Владимир Макей также заявил, что российские войска будут полностью выведены из Беларуси после учений. Это несколько противоречит сказанному на днях Лукашенко во время встречи с украинским политиком Александром Морозом. Тогда Лукашенко сформулировал мысль так: «Это наше дело с Путиным. Мы в ближайшее время встретимся и примем решение, когда, в какие сроки, по какому графику выводить отсюда Вооруженные силы Российской Федерации. Это наше дело».
Встреча с Владимиром Путиным намечена на конец этой недели. Хотя точное время ее проведения пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков назвать пока не смог. Значит, вывод войск еще только будет обсуждаться?
Рассматривать пресс-конференцию главы беларусского МИД как некий сигнал Западу было бы большим преувеличением. Как плановое мероприятие для «галочки» — вполне. Есть же у Беларуси и России скоординированный план действий во внешней политике. Вот и вписали в него: пресс-конференция министра, раз в год — 1 шт. Теперь можно перенести в графу «выполнено».
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.