В пятницу, 14 января, в районном суде Бяла-Подляски начнется рассмотрение уголовного дела в отношении политического беженца из Беларуси, который нелегально пересек границу Польши, и двоих его знакомых, которых следствие считает его пособниками. Сам беларус и правозащитники уверены, что его не за что судить. Историю беларуса рассказала Wyborcza.pl.
Беженца зовут Виталий, он из Бреста. Был предпринимателем, владельцем фирмы, жил в собственном доме. После выборов 2020 года Виталий присоединился к протестам и, как пишет издание, вскоре стал одним из лидеров и организаторов протестных акций, затем занимался «партизанщиной» — вместе с другими активистами печатал листовки, делал в городе протестные надписи и рисунки. Кто-то из задержанных сдал их милиции, Виталий получил информацию, что ему нужно бежать, и воспользовался советом. Сразу после этого, рано утром 11 ноября, его дом окружил ОМОН.
«Как за террористом пришли, напугали жену, угрожали забрать ребенка. Обыскали дом, изъяли много вещей, в том числе автомобиль и паспорт», — рассказывает Виталий.
По его словам, ему было предъявлено множество обвинений, по которым грозило до 10 лет за решеткой, объявили в розыск. Около пяти месяцев он скрывался на территории Беларуси, не контактируя даже с семьей, но знал, как это тяжело дается его близким, и решил бежать из страны.
Выбрав Польшу, мужчина продумал план, но никому о нем не сообщал. Он решил переплыть Буг. Дело было в марте. Реализовать план оказалось непросто и опасно, но Виталий все же смог переплыть реку. С собой у него были все документы для подтверждения уголовного преследования. На польском берегу он связался с местными знакомыми, семейной парой, чтобы они забрали его с границы. Те приехали и долго искали его ездя туда-сюда, проезжали даже мимо машины потраничного патруля, которая стояла пустой. В конце концов найдя и отогрев замерзшего мужчину, они поехали к погранзаставе, но почти сразу их задержал пограничный патруль.
Всех троих привезли в отделение в Тересполе, продержали там 11 часов без еды и воды. Было возбуждено уголовное дело, несмотря на то, что Виталий просил убежища. В итоге и ему, и знакомым были предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 264 польского УК о нелегальном пересечении границы, Виталию грозит до 3 лет лишения свободы, а вот подвозившей его семейной паре, которых обвиняют в организации его перехода — от полугода до 8 лет лишения свободы.
По мнению Виталия, уголовное дело — результат того, что офицеры, дежурившие в день его перехода границы, ненадлежащим образом выполнили свои обязанности. Особенно он переживает за знакомых, мужа его подруги, таможенник, уже отстранен от своей работы, и его будущее зависит от результата суда. Виталий уверен, что ему, как просителю убежища, не должны были предъявлять обвинение в нелегальном переходе границы. Тем более что он подтвердил свое политическое преследование и уже получил статус беженца и все документы, его жена и дети также уже перебрались в Польшу.
Такого же мнения придерживаются и юристы Ассоциации правового вмешательства, которая подключилась к делу Виталия. Как подчеркнула член правления организации Малгожата Язвиньска, у Виталия не было даже возможности пересечь границу легально, ведь беларусские силовики забрали его паспорт и объявили мужчину в розыск. А попав в Польшу, он оказался на болотах и был вынужден попросить помощи знакомых, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье. И главное, отметила Язвиньска, статья 33.1 Женевской конвенции о статусе беженца прямо запрещает наказывать беженцев за нелегальный переход границы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: