Беларусская экономика в 2022 году может столкнуться с угрозой рецессии. Такое мнение высказал сегодня старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук во время презентации «Мониторинга экономики Беларуси».
По его словам, во второй половине года в беларусской экономике стали заметны признаки снижения темпов роста. В третьем квартале также обращает на себя внимание то, что создается все меньше и меньше рабочих мест. При этом их количество оказывается даже меньшим, чем в месяцы рецессии 2015-2016 годов.
«В третьем квартале мы вступили в фазу замедления роста. Негативный фон, под ним я имею ввиду санкции, царящую неопределенность и неуверенность в настроениях и ожиданиях домашних хозяйств и фирм. В связи с этим, на мой взгляд, сценарий рецессионный в 2022 году, я не назову его превалирующим по вероятности, но он чуть более вероятен, чем сценарий балансирования роста вблизи нуля и тем более дальнейшего поддержания повышенного роста на уровне 2% и выше», — сказал Дмитрий Крук.
Напомним, официально социально-экономическим прогнозом на 2022 год установлены темпы роста ВВП в 2,9%, при том республиканский бюджет верстался, исходя из роста в 0,7%. Евразийский банк развития оценил рост беларусской экономики на 2022 год именно в 0,7%, МВФ — в 0,5%, а Всемирный банк ожидает падения на 2,2%.
В рамках проекта «Мониторинг экономики Беларуси» BEROC сегодня представил результаты опросов потребителей и бизнеса.
Опрос населения проводился в онлайне среди городского населения в возрасте 18-64 года. Как отметила академический директор BEROC Катерина Борнукова, 38% респондентов ответили, что ощущают падение доходов в последнее время. Это гораздо меньше, чем давали результаты аналогичных опросов проведенных в прошлом году в рамках проекта «Ковидономика». Важной особенностью сегодняшней ситуации также является то, в качестве причин падения доходов респонденты часто называют рост цен и изменение курсов валют. Если очистить результаты от данных причин, то с падением доходов сталкиваются уже 28%.
«Это один из самых низких показателей за последние два года. Это хорошо отражает текущую, достаточно благополучную ситуацию в экономике…. Рост цен играет значительную роль в том, как люди воспринимают динамику своих доходов. Причины изменения доходов стали более «нормальными» в сравнении с маем-июнем 2020 года, когда многие респонденты говорили, что их отправили в отпуск, сократили количество рабочих часов», — прокомментировала Катерина Борнукова.
Снижение доходов сильнее всего ощущают люди с низкими доходами, ИП и самозанятые, а также работники отрасли строительства.
Часть респондентов считает снижение доходов временным явлением и не меняет потребительское поведение. Такой вариант ответа выбрали 16% респондентов. Тревожным Катерина Борнукова считает то, что 36,4% респондентов ответили, что начали экономить на еде. Также беларусы отказываются от крупных покупок и развлечений, стремясь снизить расходы. Чаще всего об экономии на продуктах питания говорят пенсионеры, жители небольших городов и люди с доходом до 500 рублей в месяц.
Всего 3,3% респондентов сообщили, что потеряли работу. При этом 20,4% заявили, что без работы остались их знакомые.
Исследователи также определили индекс потребительской уверенности. Он рассчитывается на основании пяти вопросов, которые включают в себя сведения о том, как респонденты оценивают экономическую ситуацию в стране и своей семье, а также перспективы ее изменения.
«Мы видим, что все вопросы, которые связаны с экономическим состоянием страны, в них гораздо больше негатива. Подавляющее большинство респондентов говорит, что экономическая ситуация в стране ухудшилась, либо скорее ухудшилась», — отметила Катерина Борнукова.
По ее словам, это контрастирует с макроэкономическими успехами. Такая оценка может быть связана с информационным пространством, где постоянно звучит тема санкций. Также наибольшими пессимистами в оценке текущей ситуации оказались представители IT и «среднего класса» (люди с доходами свыше 1000 рублей). При этом они позитивнее других групп оценивают свое собственное будущее.
Для всех ответов на вопросы о будущем характерна высокая доля неопределившихся. 30% респондентов затруднились оценить перспективы экономики, а 19% — своей семьи.
Опрос предприятий (300 субъектов МСП) демонстрирует нейтральную оценку будущего.
«Что касается ожиданий от будущего в перспективе шести месяцев, то здесь мы тоже выходим на нейтральную траекторию. В среднем по малым предприятиям респонденты не ждут никаких прорывов и никаких серьезных ухудшений», — отметил старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский.
Среди предприятий есть также свои оптимисты и пессимисты. Наилучшие оценки текущее положение и перспективы получили от представителей промышленности, которая стала главным бенефициаром «экспортного чуда». Гораздо больше пессимизма испытывает МСБ, работающий в строительстве. Торговля достаточно позитивно оценивает текущую ситуацию, но ее настораживает высокая неопределенность в будущем.
В бизнесе также сильны инфляционные ожидания.
«Цены, как и на уровне домохозяйств, на уровне предприятий сохраняются высокие инфляционные ожидания. Мало кто ожидает сильного увеличения цены. При том большая часть ожидает некоторое увеличение цен», — добавил Лев Львовский.
Бизнес по-прежнему оценивает риски работы в Беларуси как высокие, хотя эта оценка и начала смягчаться в сравнении с предыдущими опросами.