Что теперь изменится в Центризбиркоме? С приходом на пост Игоря Карпенко старые комиссии будут полностью расформированы и на их месте созданы новые, состоящие исключительно из тех честных педагогов, которые отказывались подписывать протоколы в августе 2020 года.
Еще, конечно же, будет отменено досрочное голосование. Наблюдатели смогут беспрепятственно находиться на участках в любое время суток. Будет наконец-то введена пропорциональная система, а все кандидаты на выборах любого уровня будут получать совершенно равные возможности для агитации. Бред, скажете вы? И будете правы.
Потому что с приходом нового главы Центризбиркома не изменится ровным счетом ничего.
Всегда вызывали улыбку попытки коллег писать о том, «чем же запомнился на своем посту прежний министр сельского хозяйства». И что изменится с приходом нового министра. Как будто непонятно, что в созданной в Беларуси системе персоналии вообще не имеют никакого значения. С тем же успехом на пост председателя Центризбиркома мог быть назначен министр МВД, информации или любой из председателей облисполкомов.
Преимущество перед ними у Карпенко разве что в том, что он уже принимал участие в избирательных кампаниях 2006, 2010 и 2015 годов, в том числе в качестве главы Минской городской избирательной комиссии, и на протяжении пяти лет руководил образованием, из работников которого и формируется большая часть комиссий участковых.
Или кто-то считает, что во власть мог бы просочиться нелояльный ей человек? Засланный такой казачок, который, маскируясь долгие годы, преодолел множество ступеней пирамиды и занял-таки ответственную должность? И теперь, конечно, покажет им, где раки зимуют?
Нет, в этом смысле Игорь Карпенко абсолютно лоялен системе и человеку, ее создавшему. Таковым он был и в должности заместителя председателя Минского городского исполнительного комитета, и в должности министра образования, которому было поручено следить за тем, чтобы в умах учителей, студентов и школьников не прорастали сорняки. Насколько он справился с этой задачей – отдельный разговор. Но ведь старался. Любая крамола искоренялась беспощадно. И аграрные классы в стране появились, и военруки в школе. Так что все шло исключительно в рамках заданного и утвержденного курса.
И как лидер коммунистической партии товарищ Карпенко тоже всегда поддерживал президента. Правда, с 2016 года партией он уже не руководит. Но наверняка остался истинным коммунистом. Поэтому с этой стороны сюрпризов тоже не ожидается.
Даже в демократической стране назначение главы Центризбиркома ни на что не влияет. Ну вот вы знаете, кто ответственен за подсчет голосов в Германии, скажем? Или во Франции? Я тоже не знаю. Потому что это сугубо техническая должность. И от фамилии ее занимающего ничего не зависит.
В демократических странах курс может изменяться в случае выбора нового президента. Или нового состава парламента, который назначит новое правительство.
В авторитарных системах и парламент ни на что не влияет. Так что даже его состав анализировать не имеет никакого смысла.
Поэтому не стоит и в этом назначении искать «подводные камни». Пытаться спрогнозировать, как это повлияет на расклад сил в верхах. Лидия Ермошина давно собиралась на пенсию и не скрывала этого. Вместо нее поставили Игоря Карпенко. Один винтик в отлаженной системе заменили на другой. А на проводимую политику имена-фамилии министров и прочих чиновников вообще никак не влияют. Кто у нас кем уже только не был – и министром сельского хозяйства, и председателем облисполкома и вот теперь членом Совета Республики, как, например, Леонид Заяц. И что с того?
Поэтому на вопрос «чем Карпенко отличается от Ермошиной?» ответ может быть только один – полом. А больше ничем, пожалуй.
***
Мнения и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.