28 августа в Гродно прибыли подразделения зенитных ракетных войск России, укомплектованные самым современным российским оружием. Завтра на аэродром в Барановичах прилетят самолеты Су-30СМ ВКС России. Передислоцирование российских военных в Беларусь происходит для формирования учебно-боевого центра совместной подготовки ВВС и войск ПВО двух стран. Вчера Александр Лукашенко рассказал, что Беларусь получит от России десятки самолетов и вертолетов, а также новые зенитно-ракетные комплексы, в том числе C-400. Что стоит за этими заявлениями и означает ли это создание де-факто полноценной российской военной базы на территории нашей страны? Об этом Reform.by попросил рассказать военного эксперта Егора Лебедка.
По мнению эксперта, боевая составляющая при создании учебно-боевого центра становится центральной.
«На данный момент это временное размещение вооруженных сил России на нашей территории с целями не только обучения, но и боевой составляющей, исходя из названия центра и поступившего вооружения. Причем, исходя из слов Лукашенко — именно боевая составляющая становится центральной», — считает эксперт.
Он обратил внимание на тот факт, что беларусские военные будут обучаться использовать вооружения, которых нет в Беларуси. Такое обучение они могли бы пройти за границей без необходимости создания специального центра в нашей стране.
«Рассказывая про закупку вооружений, Лукашенко сказал: «Может быть, даже купим у них [россиян] C-400». То есть, получается, что покупка не гарантирована, но центр под нее создан. В таких условиях неопределенности с покупкой готовить можно было бы в России наших военных, как и ранее по другим специальностям. Но создают центр, де-факто — российское военное присутствие в Беларуси с боевыми целями», — делает вывод эксперт.
Он затруднился оценить возможность использования создаваемого центра как полноценной российской военной базы, а также перспективы его длительного нахождения на территории Беларуси.
«Нет никакой информации о статусе этого центра, равно как и статусе российских военнослужащих на нашей территории. Как не ясна и подчиненность центра и его военнослужащих, и взаимодействие с командованием беларусского ПВО, срок его действия и т.д. Поэтому сложно говорить о его роли как полноценной военной базы. Не исключаю, что этот центр может быть также быстро возвращен в Россию после учений «Запад 2021″ или позднее в случае нереализации договоренностей между Путиным и Лукашенко по интеграции или поставке оружия. Хотя российские войска просто впустить, но сложно выдворить», — предупреждает Егор Лебедок.
Эксперт напомнил, что Россия не спешит снабжать беларусскую армию новейшим вооружением, а поставки С-400 и Су-30СМ для нужд центра вовсе не означают, что вооружения будут под контролем Минобороны Беларуси.
«Учебный центр в Гродно предназначен, по крайней мере по заявлениям, для обучения наших специалистов работе на отсутствующих в Беларуси российских комплексах ПВО, а это С-400, хотя могут также быть и С-300 «Фаворит», и «Панцирь». Но на данный момент известно только о прибытии комплексов С-400», — отметил Лебедок и добавил, что Лукашенко говорил о приобретении вооружений не для центра, а для Вооруженных Сил Беларуси.
«Причем приобретать планируется уже долгое время, а реализация хромает. Самолеты Су-30СМ — поставлены на данный момент четыре из планируемых двенадцати. Еще в ноябре прошлого года министр обороны Хренин говорил, что Беларусь в 2021 году планирует закупить четыре самолета Су-30СМ и четыре вертолета Ми-35, планируется перевооружить два механизированных батальона на БТР-82А. Но уже в феврале 2021 года появилось сообщение Министерства обороны Беларуси, что поставка второй партии самолетов запланирована на октябрь 2022 года. В апреле 2021 года снова появилась новость, что Су-30СМ поставят в текущем году, как и о том, что заключен контракт на поставку Ми-35. Но пока они не поставлены. Так же обстоят дела и с БТР (в январе на сайте российских закупок появилась информация о поставке в Беларусь БТР-80, первая партия ориентировочно должна была прибыть в мае 2021 года, вторая партия – в июле-августе 2021 года. Но по данным статистики внешней торговли России по закрытым кодам, равно как и по сообщениям беларусских СМИ, можно сказать, что поставка первой партии как минимум задерживается)», — рассказал эксперт.
Он полагает, что Лукашенко говорил о вооружении, поставки которого обсуждаются давно, а не о чем-то новом.
«Даже о достаточно обычных вооружениях разговоры идут давно и сделки реализуются небыстро, что уж говорить о С-400. Мы все же не Азербайджан или Турция. Лукашенко закупает такие вооружения не за живые деньги, а берет в кредит с расчетом затем его продлить или списать тем или иным способом, частично поэтому и сделки длятся долго и с нежеланием», — объяснил Лебедок.
Он не исключил возможности совместного использования поставленного в рамках создания учебно-боевых центров вооружения, но предложил обратить внимание на то, кому будет принадлежать техника и кто будет контролировать ее использование.
«Теоретически, конечно, возможна схема, например, прилета в Барановичи российских Су-30СМ, на которых под видом учебного центра будут летать и российские, и беларусские летчики на боевом дежурстве. То есть вроде и самолетов больше стало в Беларуси, но и не закупали. Но тут всегда встает вопрос с собственностью и подчинением, особенно в случае С-400», — сказал эксперт.