Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призвал не использовать историю в качестве оружия, выступая на памятной церемонии по случаю 80-летия годовщины нападения Германии на СССР в германо-российском музее Карлсхорст.
«Меня очень беспокоит то, что полная страданий история, о которой мы сегодня вспоминаем, сама всё больше и больше становится источником отчуждения. Если наш взгляд назад будет ограничен единственной, национальной точкой зрения, если обмен мнениями о разных аспектах памяти угаснет либо будет отвергнут, то работа над написанием истории станет инструментом новых конфликтов, предметом новой вражды. Я убеждён: история не должна становиться оружием!» — цитирует Штайнмайера пресс-служба федерального президента.
В свое речи президент не раз использовал отсылки к истории советского ветерана Бориса Попова, для которого война началась 22 июня 1941 года под Минском. Он прошел немецкие лагеря, а с 2007 года до своей смерти в 2020 году выступал в Германии с рассказами о своей судьбе и войне.
Штайнмайр назвал войну простив СССР варварством.
«Те, кто вёл эту войну, убивали людей всеми мыслимыми способами, проявляя невиданные прежде жестокость и зверство. Те, кто был ответственен за эту войну, пытаясь к тому же обосновать свой националистический бред немецкой культурой и цивилизацией, ссылаясь на Гёте и Шиллера, Баха и Бетховена, опорочили всю цивилизацию в целом, нарушили любые принципы гуманности и права. Война немцев против Советского Союза была варварством убийц», — сказал он.
Президент ФРГ подчеркнул, что никакое другое государство во время войны не понесло больших потерь, чем СССР. Он призвал не забывать уроки войны. По мнению Штайнмаера она оставила глубокий раскол, который не преодолен даже после падения «железного занавеса».
«К вам, гражданам всех стран, пострадавших от развязанной Германией войны на уничтожение, я обращаю сегодня свои слова: Не допустите! Не позволим допустить, чтобы мы вновь оказались врагами друг другу. Чтобы мы перестали признавать друг в друге человека. Не позволим, чтобы последнее слово оставалось за теми, кто говорит на языке национального высокомерия, презрения, вражды, отчуждения. Память должна сближать нас. Она не должна снова расколоть нас», — подчеркнул он.