В Госпогранкомитете с начала года отмечают определенный рост числа мигрантов, предпринимающих попытки незаконного следования в страны Евросоюза, пишет БелТА со ссылкой на официального представителя ГПК Антона Бычковского.
По его словам, как правило, это граждане из нестабильных регионов, где идут вооруженные конфликты или сформировались существенные проблемы в экономике.
Он отметил, что это общая тенденция в регионе, в том числе в сопредельных государствах, стимулированию которой, по его словам, поспособствовало открытие границ некоторыми странами на фоне ослабления карантинных мер и благоприятные погодные условия.
По итогам января-апреля 2021 года, число незаконных транзитных мигрантов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло с 50 до 115 и уже превысило показатели за весь 2020 год. По словам Бычковского, наиболее проблемная ситуация складывается на границах с Литвой и Польшей, где фиксируется наибольшее число попыток нарушений. В этом году, по его словам, число задержанных мигрантов на границе с Литвой возросло в более чем 17 раз — с 5 до 89.
Изменения отмечаются и касательно основной категории мигрантов: если в прошлом году это были, как правило, граждане Кубы, то в этом году более 70% составляют граждане Ирака.
Бычковский сообщил, что комитет ведет работу по пресечению незаконной транзитной миграции на системной основе. Он подчеркнул, что в этом году пограничники пресекли уже 12 каналов нелегальной миграции, за организацию которой возбуждено пять уголовных дел, десять организаторов и пособников задержаны.
По словам представителя ГПК, опасность представляет не только нелегальная миграция, а у литовской стороны наблюдается избирательный подход к расследованию фактов задержаний иностранцев.
«С учетом современных условий обстановки, основные усилия органов погранслужбы сосредоточены на недопущении въезда на территорию страны лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций, а также ввоза опасной контрабанды (оружия, наркотиков). Госпогранкомитет также отмечает дифференцированный подход литовской стороны к расследованию фактов задержаний иностранных граждан. В случаях с нелегальными мигрантами литовские коллеги инициируют диалог и ведут переговоры по решению вопросов. Это представляет для них особый интерес. Однако по иным фактам задержаний и нарушений коммуникация зачастую отсутствует. В том числе это касается различных категорий лиц, которые, нарушив законодательство о государственной границе, продолжают находиться на территории Литовской Республики, запросив убежище», — рассказал он.
Представитель ГПК сообщил, что Беларусь проводит мероприятия по совершенствованию охраны беларусско-литовской границы и борьбе с транзитной незаконной миграцией в пределах имеющихся возможностей. По его словам, ГПК в рамках сотрудничества с литовскими коллегами выражает готовность к дальнейшей реализации проектов международной технической помощи для повышения надежности охраны границы.
«Этому будет способствовать и эффективный двусторонний диалог в целях обсуждения и решения возникающих вопросов в сфере обеспечения надежной охраны совместной границы», — подчеркнул он, добавив, что пограничники предпринимают все меры по организации надежной охраны границы и обеспечению пограничной безопасности Беларуси.
Напомним, на днях сообщалось, что литовские пограничники отмечают значительно возросшее число нелегальных мигрантов на границе с Беларусью. В первом квартале этого года было выявлено 90 человек, которые нелегально перешли границу, тогда как за тот же период прошлого года их было только пять. Большинство мигрантов – граждане Ирака. Также нелегально пересекают границу граждане Беларуси, которые надеются получить в Литве убежище и гуманитарную помощь. В этом году таких случаев зафиксировано 21, а в первом квартале прошлого года – ни одного. Среди нелегальных мигрантов также встречаются граждане Таджикистана, Йемена, Шри-Ланки, Турции и России.
В Службе охраны госграниц Литвы отметили, что беларусские пограничники стали неохотно расследовать случаи нелегального перехода через границу и бывало, что беларусская сторона отказывалась встречаться с литовскими пограничниками, когда те задерживали нарушителей.