Сегодня в Минском городском суде была рассмотрена апелляционная жалоба на приговор журналисткам «Белсата» Катерине Андреевой (Бахваловой) и Дарье Чульцовой. За прямой эфир с акции протеста на «Площади перемен» их осудили на 2 года колонии. Адвокаты настаивали на оправдании девушек. Однако суд оставил приговор первой инстанции без изменений.
Напомним, первый приговор был вынесен 18 февраля. Андреева и Чульцова были признаны виновными по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Их осудили на два года лишения свободы в колонии общего режима.
Журналисток задержали 15 ноября во время акции протеста на «площади Перемен». Они находились в одной из квартир и вели прямой репортаж оттуда.
Обвинение считало, что при помощи трансляции журналистки осуществили «сбор активных участников, грубо нарушающих общественный порядок», при этом Андреева давала положительную оценку событиям, чем, по версии обвинения, призывала людей участвовать в несанкционированном мероприятии.
Кроме того, обвинение считало, что своими действиями Андреева и Чульцова нанесли ущерб «Минсктрансу» из-за остановки общественного транспорта. Предприятие заявило гражданский иск на сумму более 11 тысяч рублей. Родственники обвиняемых компенсировали эту сумму, производство по иску было прекращено.
На суде озвучили результаты лингвистического анализа репортажа Андреевой. Эксперт не нашел в репортаже призывов к каким-либо действиям и пришел к выводу, что журналистка просто описывала ситуацию.
Reform.by подробно писал о первом, втором и третьем судебных заседаниях.
Сегодня же рассмотрение апелляции продолжалось чуть больше часа. Андрееву и Чульцову на процесс не доставляли. Адвокаты ходатайствовали об их участии по видеосвязи, но судья отказала.
Была озвучена жалоба защиты. Адвокаты отмечали отсутствие доказательств и неполноту следствия: не был доказан факт, что именно действия журналисток повлекли остановку транспорта, не был обоснован размер ущерба «Минсктрансу», не имелось свидетелей, которые подтвердили бы, что это из-за действий журналисток они решили принять участие в акции.
Кроме того, по мнению защиты, суд не доказал, что девушки активно принимали участие в действиях, грубо нарушающих общественный порядок. Адвокаты подчеркивали, что Андреева и Чульцова вышли на дорогу единственный раз для опроса протестующих, то есть это было обусловлено их работой. Не доказано, что они что-то выкрикивали. А в записи прямого эфира отсутствуют какие-либо призывы к действиям, есть только описание ситуации для зрителей.
Адвокат Андреевой Андрей Мочалов заявил, что в действиях подзащитной отсутствовало грубое нарушение общественного порядка, и приговор должен быть отменен. Он подчеркнул, что журналистки просто выполняли свою работу.
Адвокат Чульцовой Александр Хаецкий также настаивал на отмене приговора. Он подчеркнул, что Чульцовой даже не было в кадре, она ничего не говорила и не могла никого ни к чему призывать. Кроме того, отмечает адвокат, прямой эфир с акции протеста не то что не призывал к участию в ней, а был направлен на зрителей, находящихся дома, и наоборот, скорее побуждал их дома и оставаться, поскольку на кадрах было видно, как опасно на месте акции: там происходил силовой разгон, взрывались гранаты, применялось оружие по протестующим.
В свою очередь, гособвинитель Ольга Герасимович настаивала на полной доказанности вины Андреевой и Чульцовой. Она заявила, что девушки сами подтвердили в суде, что находились в том месте, вели эфир из квартиры местного жителя и выходили на проезжую часть. По словам Герасимович, их вина в блокировке транспорта также доказана, поскольку часть дороги, где они находились, была заблокирована. Также прокурор заявила, что девушки не имели права снимать происходящее, поскольку у них не было аккредитации от МИД. По ее мнению, все это вполне доказывает, что журналистки совершили уголовное преступление, а приговоры являются обоснованными и справедливыми.
Судебная коллегия согласилась со стороной обвинения.