Во вторник, 16 февраля, в Минске продолжился судебный процесс над журналистками «Белсата» Катериной Андреевой (Бахваловой) и Дарьей Чульцовой.
Девушек задержали 15 ноября, когда они вели прямой эфир с акции протеста на «площади Перемен». С тех пор они в СИЗО. На первом судебном заседании было озвучено обвинение: журналисток обвиняют в том, что они якобы активно участвовали в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, и организовывали эти действия посредством своего стрима. Обе журналистки заявили, что не признают вину. Катерина Андреева выступила с сильной речью.
На второе заседание, как и на первое, журналистов независимых изданий не пустили — в зал вошли только сотрудники госСМИ.
Одним из спорных вопросов является нанесение вреда «Минсктрансу» в результате остановки общественного транспорта: по мнению обвинения, журналистки заблокировали движение своим стримом. В иске «Минсктранса» названо 19 маршрутов транспорта, среди них много тех, которые вообще не проходят через район акции протеста. Кроме того, известно, что во время акции дороги перекрывали сотрудники ГАИ. На втором заседании адвокат Андреевой Сергей Зикрацкий ходатайствовал о том, чтобы затребовать у «Минсктранса» сводку, какие маршруты на какое время были остановлены. Судья Наталья Бугук отклонила ходатайство. В запросе в ГАИ также было отказано. К делу были приобщены чеки об оплате выставленного «Минсктрансом» ущерба обвиняемыми.
Защита ходатайствовала о приобщении к делу документов от мобильных операторов о том, что интернет-связь 15 ноября в Минске была ограничена. Адвокаты заявили, что это доказывает, что из-за отсутствия интернета протестующие не могли смотреть стрим, а значит, журналистки не могли ими управлять. Ходатайство удовлетворено.
Гособвинитель Алина Касьянчик зачитала цитаты из стрима, которые, по ее мнению, являются доказательством вины — того, что журналистки призывали протестующих к действиям и управляли ими. Все цитаты — просто констатация фактов, описание происходящих событий. Единственный призыв — «будьте осторожны».
Далее вместо просмотра полной записи стрима судья решила смотреть лишь фрагменты, на которые ссылается обвинение. Гособвинитель отметила фразу: «Паглядзіце на гэтых смелых хлопцаў, якія спачатку збеглі, а потым вярнуліся на праезную частку. А цяпер стаяць насупраць ГУБАЗіКу і не сыходзяць». По ее мнению, это тоже доказательство вины: якобы здесь Андреева высказала одобрение действиям протестующих, а значит, призвала к таким действиям. Также был показан фрагмент, где Андреева проводит опрос участников акции на улице. Прокурор также называет это доказательством вины.
Адвокат Зикрацкий ходатайствовал приобщить к делу запрос к специалисту Академии наук о проведении оценки видеозаписи на предмет того, содержит ли она призывы. Судья сказала, что решит этот вопрос после рассмотрения других доказательств.
Далее прокурор провела допрос Андреевой. Она спрашивала, как журналистка решала, о чем говорить в стриме, почему боялась, когда силовики светили в окно квартиры прожектором и запускали дрон, зачем падала на пол при задержании и т.д. В ответ Катерина заявила, что ей было страшно, потому что журналистов на протестах в Беларуси уже много раз задерживали, избивали, в них стреляли и т.д.
Гособвинитель зачитала расшифровки звонков местных жителей в милицию, которые жаловались на акцию протеста. По ее словам, таких звонков было «более десяти».
В суд был снова вызван свидетель — представитель «Минсктранса» Роман Пранович. Он подтвердил, что предприятие получило от обвиняемых возмещение ущерба в сумме 11,5 тыс. рублей и не имеет к ним больше никаких претензий.
Суд продолжится в среду, 17 февраля, в 10.00.