По новому закону «уголовка» грозит за любое содействие «экстремистам» — Швед

В новой редакции закона «Об экстремизме» будет расширено и само понятие экстремизма, и спектр экстремистских материалов: теперь это не только информация, но и символика, и атрибутика, «способствующая деструктивной цели», сообщили сегодня в эфире «Панорамы» на «Беларусь 1». Суть изменений объяснил генпрокурор Беларуси Андрей Швед. По его словам, наказуемым теперь будет абсолютно любое содействие тем, кто попадет в список экстремистов.

На сегодня, пояснил Швед, статья Уголовного кодекса об экстремизме предусматривает ответственность только за организацию и руководство экстремистским формированием. По мнению властей, в условиях сегодняшних вызовов этого недостаточно.

«В случае принятия нового закона уголовная ответственность будет наступать за «любую иную форму» участия в экстремистской организации, что очень важно. Это и вербовка, это и обучение, и пропаганда, и все, что связано с той или иной экстремистской организацией. Есть определенный порядок, та или иная организация признается экстремистской, и все, что связано с ней, уже образует состав уголовно наказуемого деяния», — подчеркнул генпрокурор.

Он призвал граждан и юрлица обратить особое внимание на тот факт, что в случае признания каких-либо лиц или организаций экстремистскими — а они будут вноситься в соответствующий перечень, который будет публиковаться — любое содействие этим лицам и организациям, в том числе финансовое, будет наказуемым, в том числе по уголовной статье.

Экстремизмом теперь будут считаться любые действия или прызывы, посягающие на независимость государства, территориальную целостность, общественную безопасность и т.д.

Новая редакция закона также предусматривает особые «преференции» для экстремистов в судах. Дела «в отношении экстремистских организаций», как выразилась диктор, будут рассматриваться ускоренно — максимум за месяц.

Однако не только суды будут иметь право объявить деятельность организации или граждан экстремистской. Делать это сможет также милиция и КГБ.

Впрочем, генпрокурор пообещал, что не всех, кто выйдет на улицы с протестом, будут огульно записывать в экстремисты. Обещают разбираться индивидуально. При этом посмотрят на символику.

«Не будет такого, что сам факт — человек вышел, условно говоря, что-то сказал — это уже ответственность такая или такая. Нет, будет идти разбирательство. При необходимости будут проводиться экспертизы, привлекаться специалисты, ученые, и в совокупности будет даваться оценка, что это — административное правонарушение, уголовное преступление. Если уголовное — связано ли оно с экстремизмом, в какой форме. Какая символика, атрибутика использовалась, элементы этой символики, атрибутики. В совокупности будет даваться оценка», — пояснил Швед.

Комментарии, сообщения в телеграм-каналах, чатах, на интернет-сайтах также могут оказаться экстремистским преступлением.

«В случае комментариев, которые оскорбляют, наносят вред суверенитету, призывают к насильственным действиям, ставят под сомнение основные устои нашего общества и так далее — вот эти все признаки прописаны в проекте закона, — это тоже является основанием проводить процессуальные действия и давать правовую оценку, связанную с противодействием экстремизму», — заявил генпрокурор.

Напомним, данный законопроект 2 апреля был принят в первом чтении. Его содержание точно не известно, так как проект не публиковался. Однако недавно в общих чертах о предлагаемых поправках сообщала Генпрокуратура.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!