Словакия погрузилась в политический кризис, выход из которого пока четко не просматривается. Решение премьер-министра Игоря Матовича, стоящего во главе коалиции четырех право-центристских партий, ввезти в страну российкую вакцину «Спутник V» вызвало несогласие двух из этих партий, которые потребовали немедленной реконструкции правительственного кабинета, вплоть до отставки премьер-министра. Некоторые обозреватели саркастически шутят, что партию российской вакцины еще не успели вывезти из аэропорта в Кошице, куда ее доставил из Москвы словацкий военно-транспортный самолет, а она уже оказала свое токсичное влияние на политическую ситуацию в стране.
Словацкий министр иностранных дел Иван Корчок, который до самого последнего момента не имел представления о том, что везет на своем борту транспортный самолет ВВС Словакии (перевоз вакцины был по требованию премьер-министра засекречен), заявил, что «Спутник» – это геополитический инструмент, используемый Кремлем в гибридной войне против Запада.
Как вообще могло случиться, что словацкий премьер, лидер движения «Обычные люди и независимые личности», которого до сих пор никто не мог упрекнуть и даже заподозрить в прокремлевских симпатиях, стал по сути дела лоббистом российской вакцины, причем не только в Словакии, но и за ее пределами?
Ответ нужно искать в сложившейся ситуации вокруг пандемии, когда в результате бессистемной и хаотичной политики властей, и прежде всего самого премьер-министра Матовича, Словакия вышла в 2021 году на первое место в мире по количеству смертей от короновируса, а также по количеству госпитализированных пациентов с короновирусной инфекцией на душу населения. Рейтинг движения Игоря Матовича, которое год назад победило на выборах в парламент с 25% голосов, упал до 10%. Заказанные поставки западных вакцин серьезно отставали от намеченного графика и запланированного объема и Матович, типичный политик действия популистского толка, настоящий «селфмэйдмэн», решил сыграть ва-банк.
В середине февраля он, сославшись на пример соседней Венгрии, купившей «Спутник», забросил удочку, заявив, что в создавшейся ситуации, когда поставки вакцин из ЕС буксуют, есть смысл подумать и об альтернативах, например, о ввозе российского «Спутника».
Против этой идеи сразу же высказались специалисты по вирусологии и эпидемиологии, напомнив, что Европейское агентство по лекарствам до сих пор не зарегистрировало «Спутник» и что местное учреждение по надзору над лекарственными препаратами не сможет сертифицировать российскую вакцину, даже если оно захочет это сделать, так как надлежащая документация по «Спутнику» отсутствует.
Представители двух правящих партий – «Свобода и солидарность» и «За людей» – помимо этого подчеркнули, что Словакия как член Евросоюза участвует в общеевропейской схеме производства и распределения вакцин и не должна подрывать эту схему, предпринимая несогласованные с партнерами по ЕС шаги где-то на стороне. Лидер партии «За людей», вице-премьер правительства Вероника Ремишова, которая громче всех заявляла, что ее партия не позволит проводить эксперименты со здоровьем граждан вследствие применения несертифицированной вакцины, воспользовалась правом вето на подготовленную Матовичем резолюцию кабинета о покупке российского «Спутника». Казалось, вопрос о «Спутнике» тем самым исчерпан.
Но не тут-то было. Надо знать упрямство Игоря Матовича, который решил взять полностью на себя доведение задуманного дела до конца, чтобы понять не только политическую подоплеку, но и чисто личностный аспект всего того, что произошло. Матович, который в марте 2020 года, после выборов, неожиданно (в том числе и для себя самого) стал главой правительства, сумел за год своей деятельности на этой должности стать актером стольких политических и личных конфликтов, что на этом фоне очередной конфликт внутри правящей коалиции мог казаться ему обыденным делом. Но здесь он, судя по всему, просчитался, и просчитался по-крупному. Сказалось абсолютное отсутствие у него знаний и опыта деятельности во внешнеполитической области, неспособность предвидеть далеко идущие последствия предпринятых им шагов.
Итак, премьер-министр дал указание министру здравоохранения Мареку Крайчи закупить в России 2 миллиона доз «Спутника». Первая партия – 100 тысяч доз – была доставлена в восточную Словакию. Матович приехал вечером в кошицкий аэропорт из Братиславы и прямо на фоне самолета с открытым грузовым отсеком и виднеющимися упаковками «Спутника» провел получасовую пресс-конференцию, расхваливая российскую вакцину, а также оперативные действия российской стороны на его просьбу поставить вакцину. Министр здравоохранения, понимая, что добиться одобрения вакцины хотя бы от местного учреждения по надзору над лекарственными препаратами не удастся, издал министерский приказ, позволяющий применять российскую вакцину под ответственность лечащих врачей. Врачи, естественно, подвергли такое решение критике.
После всего этого быстро завертелись жернова партийной политики. Первой отреагировала партия «За людей», высказав прямую угрозу выйти из правящей коалиции. Это нисколько не удивило, так как отдельные депутаты из ее фракции в парламенте заявили, что они выйдут из партии, если она останется в коалиции, а Матович будет по-прежнему премьером. Если, однако, это на самом деле произойдет, то партия просто исчезнет с политической карты страны – у нее самая немногочисленная фракция и выход из нее даже нескольких депутатов приведет к ее расформированию и тем самым к утрате представительства в парламенте.
Один из депутатов от этой партии, Томаш Валашек, крупный внешнеполитический эксперт, бывший посол Словакии в НАТО, уже покинул ее, остальные депутаты ждут развязки. К партии «За людей» присоединилась либертарианская партия «Свобода и солидарность», которая потребовала немедленной реконструкции правительственного кабинета, включающей уход Матовича с поста премьера, но с сохранением партийного состава коалиции.
В местные СМИ просочилась информация о том, что на последнем заседании правительства, на котором отказались присутствовать министры от партии «За людей», дело дошло до взаимных оскорблений с применением ненормативной лексики, причем самые яростные проклятия отпускал в адрес премьера Матовича лидер партии «Свобода и солидарность», министр экономики Рихард Сулик. У него с Матовичем давние счеты – десять лет назад Матович с тремя своими соратниками пробрался в парламент по партийному списку партии Сулика, а потом быстро ее покинул.
Представители двух упомянутых партий встретились с президентом Зузаной Чапутовой и, судя по всему, заручились ее поддержкой в вопросе о реконструкции правительства. Чапутова заявила, что если Игорь Матович подаст в отставку, она назначит нового премьер-министра из того же движения «Обычные люди и независимые личности». Президент также сказала, что не будет призывать граждан прививаться незарегистрированным «Спутником», хотя сама она является однозначным сторонником вакцинации как можно большей доли населения.
Председатель третьей коалиционной партии – движения под названием «Мы семья», спикер парламента Борис Коллар, попросил у партнеров по коалиции несколько дней для созыва президиума движения и принятия решения о дальнейшей судьбе правительства и коалиции. Пока не ясно, чем все дело завершится, вариантов несколько. Ясно одно – словацкая политика привилась российской вакциной и последствия этого налицо. Очевидно, что весь кейс ввоза российской вакцины в Словакию оказался на поверку неадекватной реакцией части словацкого руководства (то ли сознательной, то ли бессознательной) на геополитическую операцию, задуманную и реализованную Кремлем, который стремился заполучить еще одну добычу-экспонат для своей коллекции клиентов в деле пропагандистского вакцинирования Европы. Судя по всему, Кремлю эта операция удалась.
Григорий Месежников – словацкий политолог, президент братиславского Института общественных проблем (IVO), эксперт iSANS.
***
Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: