Александр Лукашенко резко высказался по поводу либерализации условий для бизнеса. Так он отреагировал на выступление на ВНС директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Жанны Тарасевич. Он пообещал ужесточить условия регистрации бизнеса.
«Я все больше склоняюсь к тому, что учитывая мнения и принимая решения по подобным предложениям, мы в стране, особенно в Минске, создали не просто броуновское движение, а некоторый хаос и не только в бизнесе. Что я имею в виду», — сказал Лукашенко.
По его словам, недобросовестные граждане воспользовались упрощением условий для незаконной деятельности.
«Помните подобные предложения: давайте прекратим эту бюрократию с хождением по регистрации бизнеса, давайте сделаем просто: был разрешительный принцип — давайте сделаем заявительный. Пришел — заявление бросил, там одно окно — сообщат адрес в налоговую инспекцию, все нормально пойдет. Ладно, думаю, при сильной власти, управляемой, в конце концов авторитарной власти и диктатуре мы с этим справимся. Что мы получили? Один, извините меня, сопляк 20-30 компаний: заявление бросил — открыл, заявление бросил — открыл. Думаю, давайте посмотрим, понаблюдаем, почему нельзя многоотраслевую компанию создать. Ну почему нельзя, если честный бизнес, пусть будет многотраслевая, ну пару компаний. Смотрим, чем занимаются эти компании: половина выводит за пределы, не уплачивая налоги», — сказал он.
Лукашенко также сослался на случаи, когда частный бизнес негативно относился к силовикам и госслужащим.
«Я уже не говорю о некоторых других моментах. И вот оратор высказала замечание по поводу лицензирования в медицине. Опять непопулярно скажу: опыт последнего года и меня, прежде всего, и наше правительство многому научил. Тоже упрощенный принцип, при том я тщательно наблюдал за регистрацией медицинских, в сфере здравоохранения, предприятий, способствовал этому всячески, не вникая глубоко, кто там регистрирует, как, но тщательно отслеживал ситуацию. И что мы получили? Приходит государственный служащий, приходит человек в погонах в такие частные медицинские клиники, почти сплошь и рядом: ты, «ябатька», вон отсюда, я тебя лечить не буду. Скажите, какая должна быть моя реакция на это. Так вот я говорю непопулярно, чтобы вы знали: мы вас будем вырезать каленым железом за подобные вещи. Или еще, первый случай, мне доложили по одному из журналистов, женщина, я не буду называть ее имя, со слезами прибежала к руководителю — он сразу же мне доложил в эти острые периоды. В детский садик ребеночка ведет — а ты там за действующую власть, вон со своим ребенком из детского сада. Это было и в частных, и, к сожалению, в так называемых государственных детских садах. Скажите, какая должна быть моя реакция. Я не хочу особо погружаться в это, но я отдал распоряжение Минскому горисполкому и на контроль руководителю нашего сената, уполномоченной, прекратить этот разбой с плевой регистрацией бизнеса», — сказал он.
Лукашенко считает, что сейчас нет проблем с рабочими местами.
«Знаете, когда мы подходили к этому вопросу, мы исходили из того, что людям надо было дать работу, хоть какую-то работу. У нас что, проблема с рабочими местами? Я в выступлении приводил, в докладе, вам пример генерального директора нашего МТЗ, Вовка, пожалуйста, иди работай и хорошо зарабатывай — сегодня нет этой проблемы. Да, нам нужны продвинутые, инициативные люди, но они должны работать в интересах прежде всего государства, а не на разрушение его. Я очень хорошо знаком, изучал еще на первых порах своего президентства бизнес в Соединенных штатах Америки, я проехал Америку с Востока на Запад, был в самой глубинке — патриотизм высочайший и у фермера, и у бизнесмена. Они все понимают, если есть государство, значит они будут работать в этом государстве, и государство в любой момент поддержит и защитит, что мы и делали. А что мы получили в ответ? Почему предыдущий оратор об этом не сказала? Мы не будем ни с кем сводить счеты, но те процессы, которые нужно государству держать под контролем, мы их будем держать и, если вы хотите, не обижайтесь на меня, частники, равных условий, вставайте в равные условия и несите ответственность за своих работников», — сказал он.
«Что за намеки там по пенсионной системе, по другим, тут должны быть равные условия, а не какие-то там исключения и какие могут быть оговорки по уплате заработной платы в конвертах. Типа вот это вот надо сделать и тогда не будет зарплаты в конвертах. А что, у нас однозначно не определено это в законодательстве, что у нас есть законы, которые могут трактоваться и так, и эдак, то есть можно в конвертах платить, а можно без конвертов. Это жесточайшее преступление. Закон есть закон, пусть он будет самый жестокий, но он закон, он сегодня действует, и ты должен исполнять этот закон. Вот тогда милиция, следователи, контролеры и суды (процитировал) будут благосклонно относиться к бизнесу. Что, у нас безумцы контролеры и особенно судьи? Да не безумцы, они понимают, что от производства, от экономики, от бизнеса в принципе все зависит жизнь государства. Они это понимают. Видите ли, обиженные. Бедные, без олигархов Беларусь. Я не говорю о двенадцатых смартфонах и айфонах, ради бога, звоните. Хотите, чтобы каждую минуту вас американцы отслеживали, где вы находитесь и что вы там паритесь по этим всем айфонам, покупайте, если вы не слышите, что я вам говорю. Умные люди уже давно ищут эти, как они эти, телефоны кнопочные, а мы… Хорошо! По десять автомобилей в гараже, разъезжаем на показ», — сказал Лукашенко.