Адвокаты: новый УПК позволяет навечно затягивать проверки вместо уголовных дел

Главное
Момент убийства Александра Тарайковского 10 августа у метро "Пушкинская". Скриншот из видео Associated Press

В начале января в Беларуси были с одобрения депутатов внесены изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс. И если поправки в УК в СМИ освещались довольно подробно, то новшеста в УПК прошли более-менее незамеченными. Разобравшись в изменениях, адвокаты бьют тревогу: теперь возбуждение уголовных дел можно будет «на законных основаниях» откладывать вечно. Особенно острой эта ситуация становится с учетом того, что до сих пор не заведено ни одного уголовного дела по фактам убийств и насилия со стороны силовиков в отношении протестующих и мирных граждан.

На нововведения в УПК обратил внимание минский адвокат Михаил Боднарчук. Он назвал их «невероятными в своей фееричности». Речь об изменениях, которые касаются проведения доследственных проверок. Они проводятся следователем либо прокурором, чтобы выяснить, есть ли в изучаемом факте состав преступления. Если есть, возбуждается уголовное дело, нет — отказ. Поэтому проверка ограничена по времени и может непрерывно длиться не больше трех месяцев.

Как отмечает Михаил, несколько лет назад у следствия появилось право приостановить проверку, но опять же на срок не больше трех месяцев. Оснований для приостановки было только два: неготовность экспертизы и недополучение ответов на международные запросы. То есть суммарно проверка может идти не более полугода.

Что же теперь изменили в Уголовно-процессуальном кодексе?

Во-первых, пишет Боднарчук, у следствия стало намного больше оснований для приостановки проверки: не только неготовность экспертизы, но и невозможность провести любое другое из множества проверочных мероприятий по УПК, таких как: опросы, получение материалов и документов, осмотр трупа, эксгумация и даже задержание подозреваемого.

«Логическая ошибка этого изменения очевидна, ведь решается вопрос лишь о факте наличия или отсутствия преступления, не о чьей-то виновности. Значит, разобраться уж точно как-то можно без какого-то из отдельных проверочных мероприятий», — констатирует юрист.

Во-вторых, и это главное, по измененному УПК вышестоящий начальник следственного подразделения или прокурор могут продлить приостановление проверки на срок свыше трех месяцев. Максимальный срок продления не установлен.

«Теперь проверки могут вестись вечно, ведь всегда есть какое-то проверочное мероприятие, которое никак не получается провести», — отмечает адвокат.

Важно также, что заявитель получает право ознакомиться с материалами проверки только после решения об отказе в возбуждении уголовного дела, а во время приостановленной проверки такого права у него нет. Кроме того, право приостанавливать проверку теперь имеет и начальник следственного подразделения, а не только сам следователь. Также в изменениях конкретно прописаны права начальника отменять постановление следователя о возбуждении дела и прекращать дело, даже если по нему проведены следственные действия.

Михаил Боднарчук обращает внимание на важное обстоятельство. Вскоре должны были истечь сроки проверки Центрального аппарата СК по событиям в изоляторе на Окрестина в первые дни протестов — 9-13 августа. Напомним, тогда были задержаны тысячи людей, их содержали в невыносимых условиях, не кормили и избивали. Многие получили серьезные травмы и ранения как во время разгона протестов, так и в изоляторах. Правозащитники собрали материалы по нескольким сотням случаев пыток и жестокого обращения со стороны силовиков. Пострадавшие подали несколько тысяч заявлений с требованием о возбуждении дел. Ни одного не возбуждено до сих пор. Кроме того, в эти же дни был убит Александр Тарайковский, есть и другие погибшие — по этим фактам также дел нет. Идут и приостанавливаются проверки.

«Три месяца беспрерывной проверки [по материалу Центрального аппарата СК] закончились 11.11.2020, после чего в тот же день проверка была приостановлена, крайний срок приостановления, после которого уже без вариантов нужно было принимать решение, по-старому — 11.02.2021», — пишет адвокат.

Казалось бы, закон об изменениях в УПК был официально опубликован только 13 января и еще не вступил в силу. Но в нем прописан особый механизм вступления в силу его положений — разные сроки для разных пунктов. Большинство пунктов вступит в силу либо с 1 марта, либо с 14 апреля — спустя три месяца после опубликования. Но изменений, описанных выше и содержащихся в пунктах 6 и 27 статьи 2 закона, это не касается: они и только они вступили в силу сразу после опубликования документа. То есть уже с 14 января следователи и прокуроры получили право приостанавливать проверки на неопределенный срок, не принимая решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

«Когда мы консультировали наших клиентов в связи с избиениями и пытками в августе 2020 года, мы рекомендовали им подавать заявления в следственные органы о возбуждении уголовного дела. Мы понимали, что следственные органы могут затягивать принятие решения о возбуждении уголовного дела. Но … по итогам 6 месяцев мы надеялись получить либо постановление о возбуждении дела, либо об отказе. Даже решение об отказе в возбуждении дела давало нам определенные механизмы – ознакомление с результатами проверки и обжалование такого отказа. Мы не учли одну деталь – правила могут измениться во время игры», — так об этой ситуации высказался другой известный адвокат Сергей Зикрацкий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: