В России проведена независимая экспертиза аудиозаписи с голосом, похожим на голос экс-главы КГБ Вадима Зайцева, на которой идет речь об организации убийств политических оппонентов Лукашенко за границей. Некоммерческая организация «Криминалистическая лаборатория аудиовизуальных документов» (Санкт-Петербург) пришла к выводу, что запись подлинная и голос принадлежит именно Зайцеву. Об этом сегодня сообщил телеканал «Настоящее время«, который и заказал экспертизу.
Как утверждалось ранее, запись была сделана в 2012 году в кабинете тогдашнего председателя КГБ Вадима Зайцева. На ней голос, похожий на его, обсуждает еще с двумя мужчинами физическое устранение критиков Лукашенко — бывших силовиков, находящихся за границей, а также журналиста Павла Шеремета. В 2016 году он был убит в Киеве.
Запись журналистам в 2020 году передал бывший боец «Алмаза» Игорь Макар, который с 2006 года находится в эмиграции. Сегодня он один из активистов инициативы экс-силовиков. Но еще в 2012 году записью располагали западные спецслужбы, а недавно ее получила полиция Украины и начала экспертизу (результатов пока нет). Тем временем сегодня МИД Беларуси назвало Игоря Макара мошенником и опубликовало аудиозапись с голосом, похожим на голос Макара: якобы летом 2020 года он приходил в посольство и предлагал за 1,52 млн евро продать беларусской стороне какую-то политическую информацию.
Чтобы прояснить ситуацию, «Настоящее время» заказало экспертизу записи из КГБ в АНО «Криминалистическая лаборатория аудиовизуальных документов». Это авторитетная организация, специалисты которой занимались восстановлением магнитных фонограмм с затонувшей подводной лодки «Курск» и экспертизой записей переговоров для расследования гибели Ту-154 под Смоленском с президентом Польши на борту. Основным экспертом выступила Полина Зубова, которая в 1993-2001 годах работала в экспертно-криминалистическом центре ГУВД Петербурга и Ленобласти, а затем возглавляла отдел видеофонографических исследований Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста РФ.
Для сравнительного анализа журналисты нашли 13 различных видеозаписей с выступлениями Вадима Зайцева в качестве главы КГБ и главы Беларусской федерации биатлона. Эксперты отобрали пять записей и сравнили голос Зайцева с голосом мужчины, говорившего о политических убийствах. Был проведен аудитивно-лингвистический и инструментальный анализ речи.
Так, на первом этапе анализировались индивидуальные речевые и социокультурные особенности говорящих: характерная лексика, паузы между словами и заполнение их звуками и т.д. Сравнивались сила и высота голоса, тембральные характеристики, контроль говорящих над своим эмоциональным состоянием.
Второй этап проводился инструментальными методами — с помощью специальной программы SIS II петербургского «Центра речевых технологий». Здесь анализировались «статистические и динамические спектральные речевые характеристики».
По итогам и первого, и второго этапов эксперты пришли к выводу, что голос неизвестного со слитой записи и голос Вадима Зайцева тождественны. Незначительные отличия обусловлены лишь разными ситуациями говорения — официальной и неформальной.
«Даже длительные тренировки не могут существенно изменить привычные стереотипы [речи], поскольку они практически не воспринимаются обычным слухом и реализуются без сознательного артикуляторного контроля, хотя хорошо видны в рамках инструментального анализа речи», – говорится в исследовании.
Окончательный вывод экспертов звучит так: «Голос и речь человека, реплики которого в стенограмме разговора, записанного на фонограмме из файла leak audio.mp3 (слитая запись — прим. Reform.by), обозначены «Голос 1», и голос и речь диктора, называемого «Вадим Зайцев» в титрах на представленных видеофонограммах, принадлежит одному и тому же человеку».
С полным текстом экспертизы можно ознакомиться здесь.