Экс-кандидат в президенты Владимир Некляев полагает, что бывшего главу «Белгазпромбанка» и претендента на президентский пост Виктора Бабарико могут освободить из-под стражи в ближайшее время и отправить под домашний арест. По его мнению, на это указывают результаты недавнего обыска в доме Бабарико под Минском.
На днях член президиума Координационного совета Павел Латушко в интервью высказал мнение, что на встрече Лукашенко и главы МИД РФ Сергея Лаврова могло обсуждаться освобождение Бабарико, а также что условием выхода на свободу для Бабарико и его сына Эдуарда был поставлен отъезд на Кипр. После этого пользователи соцсетей стали высказывать различные конспирологические версии событий.
По мнению Владимира Некляева, о скором освобождении Бабарико можно догадаться и без конспирологии. Показателем этого, считает он, является тот факт, что 18 ноября у Бабарико внезапно, после нескольких месяцев следствия, был проведен очередной обыск, в результате которого не забрали ничего, кроме разрешенного охотничьего ружья. По словам Некляева, у него в 2011 году было то же самое. Его тогда задержали в ночь после выборов 19 декабря 2010-го, поместили в СИЗО КГБ и обвинили в организации массовых беспорядков, а 29 января выпустили под домашний арест.
«Перад тым, як перавесці мяне з турмы пад хатні арышт, у маім доме было тое самае. І тое, што называлася ператрусам, было насамрэч аглядам месца, куды пераводзіцца з турмы арыштант. Глядзелі, якія ёсць магчымасці для пабегу, дзе размясціць ахову. І, зразумела, арыштанту нельга пакінуць зброю. Таму і забралі стрэльбу, якая нікога не цікавіла пры ранейшым ператрусе», — рассказал Владимир Некляев в Facebook.
Он также прокомментировал слух о том, что Бабарико вынуждают согласиться выехать из Беларуси в обмен на освобождение. По словам Некляева, его самого в КГБ также принуждали эмигрировать, но он не согласился, а в итоге все равно был освобожден.
«Ноччу ў «Амерыканцы» (турме КДБ) мяне прывялі на допыт: “Принято решение (шматзначны позірк у столь) о смягчении меры пресечения с переводом под домашний арест. Но при условиях…» І пачалі называцца ўмовы-прапановы. Адна з іх: выехаць у Фінляндыю. “Вы там жили, вас туда приглашают». З усіх умоў я згадзіўся толькі на дэтэктар маны, бо ўсе мае дзеянні былі адкрытымі – і мне не было чаго хаваць. Больш ні на што. І тым не менш, пацягнуўшы час, мяне перавялі пад хатні арышт. Гэта было не іх рашэнне, яны вымушаныя былі гэта зрабіць пад ціскам Еўразвязу і ЗША», — рассказал политик и поэт.
По его мнению, так же произойдет и с Виктором Бабарико.
«Думаю, з Бабарыкам ідзе падобны гандаль. І мяркую, што ён не згаджаецца пакінуць Беларусь, разумеючы, як гэта будзе скарыстана. Таму перавод пад хатні арышт зацягваецца. Але рашэнне гэткае ўжо прынятае, і прынятае яно пад такім ціскам, што наўрад ці яго можна адмяніць», — уверен Владимир Некляев.
Напомним, Виктор и Эдуард Бабарико были задержаны 18 июня, спустя неделю после того, как ДФР Комитета госконтроля нагрянул в офис «Белгазпромбанка». Тогда в сообщении КГК фигурировали статьи об уклонении от уплаты налогов, а также отмывании денег. 19 июня Генпрокурор Александр Конюк передал уголовное дело в КГБ. При этом в заявлении прокурора говорилось о возбуждении дела по ч.ч. 2 и 3 ст.285 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за создание преступной организации либо участие в ней.
На этой неделе КГБ объявил о завершении расследования «дела «Белгазпромбанка». В итоговом обвинении у Виктора Бабарико остались только две статьи (обвинение в уклонении от уплаты налогов было снято. Напомним, ЦИК отказал Бабарико в регистрации кандидатом в президенты на основании письма из КГК, где говорилось, что тот скрыл сотни тысяч долларов доходов и имущества — прим. Reform.by). Ему грозит до 15 лет лишения свободы. При этом Бабарико единственный из всех фигурантов дела не признал себя виновным. Как много раз говорили его адвокаты, обвинение не конкретизировано, неизвестно, какие именно действия вменяются в вину. Сейчас они знакомятся с материалами дела.
Виктор Бабарико был участником «круглого стола» с Александром Лукашенко и другими политзаключенными в СИЗО КГБ. После встречи нескольких из ее участников освободили, однако отец и сын Бабарико, Сергей Тихановский, Максим Знак и многие другие все еще остаются под стражей. В недавнем интервью зарубежным журналистам Лукашенко высказался резко против освобождения Бабарико.