«Не жалею, что бастовал, хоть и такой ценой», — отчисленный студент Академии искусств

Беларусские студенты активно участвуют в протестах, охвативших страну. На этой неделе часть студентов присоединилась к национальной забастовке, объявленной Тихановской. На этом учеба для многих из них закончилась: Лукашенко потребовал отчислить протестующих. Почти сразу же стали появляться сообщения о приказах на массовые отчисления во многих вузах. В числе первых были трое студентов Академии искусств. Reform.by поговорил с одним из них.

Серафиму Ганичеву 20 лет, он учился на третьем курсе художественного факультета БГАИ на специальности «Монументально-декоративное искусство». В понедельник, 26 октября, Серафим присоединился к национальной забастовке, после чего его с остальными студентами вызвала на профилактическую беседу первый проректор академии Светлана Винокурова. Уже вечером 27 октября ему стало известно, что его и еще двух студентов отчислили на основании докладной записки заведующего кафедрой живописи Владимира Масленникова и протокола заседания Совета профилактики. В приказе об отчислении стоит дата 26 октября. Также они должны вернуть сумму стипендии, выплаченной авансом за последнюю неделю октября. Еще двое студентов получили выговоры.

Все это из-за участия в забастовке, говорит Серафим. Он рассказал нам подробности.

Серафим Ганичев. Фото из личного архива героя

«Мешал китайцам, которые платят большие деньги за обучение». О беседе в ректорате и отчислении

— В понедельник я присоединился на улице к бастующим студентам своего и других вузов. Уже в полпятого вечера проректор Винокурова вызвала меня и еще нескольких студентов моего факультета на профилактическую беседу. В кабинете с ней были юрист БГАИ и какие-то мужчина и женщина — скорее всего, из администрации академии. 

Мне дали чистый лист и сказали писать объяснительную. Я и расписал все, как есть: участвовал в мероприятии потому, что не согласен с жестокостью правоохранительных органов. Может быть, мое мнение глупое, но мне кажется, что лучше рассказать правду. Они сразу сказали, что выносят мне выговор, и это уже второй. За два выговора могут отчислить, если они получены за один учебный год. Но мой первый выговор был в июне 2019 года (я пристегнул велосипед у пожарного выхода), он уже должен был быть аннулирован. Тем не менее мне намекнули, что я понесу ответственность как за два выговора.

В Академии недавно появились правила, что мы можем делать на территории, а что нет. У меня спросили, знаком ли я с ними (нет). Проректор сказала, что я занимаюсь политикой на территории академии, и если хочу заниматься политикой, то мне нужно идти учиться на политолога, а искусство вне политики. 

Юрист была на эмоциях, говорила очень агрессивно. Она заявила, что я мешал всем студентам, в том числе китайцам, которые платят большие деньги за обучение.

К вечеру следующего дня стало известно, что ректор подписал указ о моем отчислении 26 октября. 

Приказ об отчислении и выговорах. Фото предоставлено героем

Для меня отчисление не оказалось неожиданностью. Вместе с другими студентами мы решили бастовать, и к отчислению я даже был готов в какой-то степени. Но во вторник я пошел учиться и все еще был в списках двух женщин из администрации, которые сейчас проверяют присутствие каждого студента. Я даже подумал: может, все-таки пронесло. К вечеру узнал, что нет.

Все равно я не жалею, что участвовал в забастовке, хоть и такой ценой.

«Родители осудили меня за гражданскую позицию».  О реакции родителей и политических взглядах

— Политическая ситуация в стране волнует меня еще с 2017 года, со времен протестов против закона о тунеядстве. Нас тогда в колледже закрывали на вторую смену и угрожали отчислить, если будем принимать участие в митингах. До этого я много читал о событиях, происходивших с 1994 года. Когда началась эпидемия коронавируса, я также интересовался новостями и реакцией наших властей. Даже подготовил работу для проекта «Самоизоляция OFF».

В этом году я следил за выборами и ходил голосовать. Я не согласен с репрессиями и избиением людей. Но у моих родителей позиция совсем другая, у них консервативные взгляды. Родители работают художниками в Свято-Елизаветинском монастыре, не интересуются протестами и событиями в стране. К моему отчислению они отнеслись достаточно сдержанно, немного осудили меня за гражданскую позицию.

Работа Серафима Ганичева

«Хватает преподавателей, которые переживают за своих студентов». О поддержке и планах на жизнь

— Я учился на специальности «Монументально-прикладное искусство», изучал мозаики, витражи, росписи. Поступил на бюджет без проблем. Учиться мне очень нравилось. Академия давала свободу и комфортные условия, чтобы развиваться в сфере искусств. Думаю, что буду скучать по учебе, если не восстановлюсь. 

Остальные студенты поддерживают всех, кого отчислили. Связываются с преподавателями, просят их поддержки. Одногруппники уже пишут прошения о моем восстановлении. А вдруг и получится, кто знает? Я чувствую от людей солидарность и поддержку. Хватает и преподавателей, которые переживают за своих студентов и поддерживают их. Это и несколько преподавателей с моей кафедры. 

У меня нет обиды на ректора и администрацию академии, тем более ректоров у нас назначает один человек в стране. На самом деле ректор вкладывался в академию и делал много полезных вещей для студентов. На преподавателей тем более вины не держу никакой. Пока что решаю, чем заниматься дальше, где учиться и нужно ли уезжать.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!