Польша примет белорусских силовиков, которые уволились в знак протеста, а профсоюз полиции обеспечит их безопасность.
Кроме того, силовикам, которые уволились или уволятся по соображениям совести, окажут помощь с легализацией, адаптацией, поиском жилья и новой работы. О создании новой инициативы, направленной на это, заявлено на пресс-конференции, которая прошла сегодня в Центре беларусской солидарности в Варшаве. В пресс-конференции приняли участие стратегический директор инициативы iSANS Влад Кобец, заместитель Представителя по гражданским правам Ханна Махиньска, председатель профсоюза полиции Рафал Янковски, бежавший из Беларуси бывший следователь старший следователь Следственного комитета Андрей Остапович и бывший майор милиции из Лиды Сергей Курочкин.
«Как мы видим по последним событиям, главной и единственной опорой режима является силовой блок. От того, как его сотрудники будут реагировать на происходящее и как относиться к преступным приказам, зависит будущее Беларуси. Я знаю, что многие сотрудники силовых органов не забыли слова присяги, об обязанности защищать права и свободы беларусского народа. По своему опыту я знаю, что люди, которые откажутся выполнять такие приказы, могут оказаться в опасности. Поэтому мы сегодня заявляем, что можем обеспечить таким людям и членам их семей помощь с переездом в безопасную страну. Я не призываю обязательно поступать так, как я, но я призываю каждого задуматься и найти способ поступить правильно», – сказал Андрей Остапович.
Заместитель Представителя по гражданским правам Ханна Махиньска рассказала о многочисленных инициативах помощи беларусам, пострадавшим во время протестов.
«Сегодня в мировой повестке дня нет более важного вопроса, чем помощь Беларуси. Стремление к демократической Беларуси является нашим общим стремлением. Мы выступаем за создание должности секретаря по делам Беларуси, увеличение количества мест для учебы, создаём площадку для сотрудничества беларусских и польских организаций. Кроме того, мы ведем переговоры с Национальным фондом здравоохранения и госпиталями об идентификации и фиксации последствий пыток и реабилитации жертв, в том числе оказании им психологической помощи и преодолении последствий пост-травматического синдрома», – сказала она.
Председатель профсоюза полиции Рафал Янковски напомнил беларусским коллегам о том, что они служат народу и должны стоять на стороне закона и граждан.
«Мы понимаем, что служба в полиции или милиции – очень специфична, и решиться на уход оттуда гораздо сложнее, чем людям гражданских профессий. Поэтому я восхищаюсь мужеством Андрея Остаповича. Польша переживала похожий опыт в 80-х годах, и тогда наша милиция стала на сторону народа. Тем, кто первыми показывали этот пример, приходилось нелегко. Многие вынуждены были уехать или попали в тюрьму. Мы будем таким людям помогать. Окажем помощь с обеспечением жильем и, конечно же, будем охранять тех, кому будет угрожать опасность на территории Польши. Думаю, такие случаи тоже будут, и мы обеспечим охрану как со своей стороны, так и со стороны польских властей. Я говорил об этом с министром внутренних дел и другими функционерами органов правопорядка. С их стороны есть понимание ситуации и готовность помогать, и мы можем гарантировать, что с головы таких людей ни один волос не упадет», – сказал Янковски.
Бывший майор милиции Сергей Курочкин, который в августе уволился из милиции и записал об этом видеообращение, поблагодарил за помощь Центр белорусской солидарности и инициативу BYSOL, а также рассказал, почему вынужден был уехать из Беларуси.
«Через некоторое время после того, как я подал рапорт на увольнение из органов МВД и записал видеообращение, я узнал, что на моё бывшее место службы прибыли сотрудники КГБ, которые изучали моё личное дело, и что меня собираются сделать фигурантом уголовного дела о попытке свержения конституционного строя», – рассказал он.
Сергей Курочкин также отметил, что не считает возможной сегодня честную работу сотрудников силовых структур.
«Если ты в милиции или в другой силовой структуре в нынешних условиях проявишь принципиальность, откажешься выполнять незаконные приказы, будешь требовать от коллег действовать в рамках закона, то очень быстро если просто окажешься на улице, то считай, что тебе очень повезло», – сказал он.
Руководитель Центра белорусской солидарности Влад Кобец отметил, что в реализации инициативы задействованы 14 различных неправительственных организаций, профсоюз полиции и государственные органы.
«Центр беларусской солидарности оказывает поддержку всем беларусам, которые в ней нуждаются, независимо от того, где они работали. Мы движемся вперед. Беларусь будет свободной страной. И этой стране нужна будет полиция, которая будет защищать народ, а не бить его. Буквально каждый день мы получаем всё новые свидетельства о пытках и преступлениях, которые совершала часть силовиков. Поэтому очень важны личные примеры тех людей, которые публично заявили о неприятии таких методов. Именно эти люди станут основой правоохранительных органов новой Беларуси. А мы – Центр беларусской солидарности в сотрудничестве с инициативой BYSOL, профсоюзом полиции, польскими государственными и негосударственными организациями, сделаем всё, чтобы помочь таким людям», – Сказал Влад Кобец.
В завершение пресс-конференции бывший старший следователь СК Андрей Остапович эмоционально обратился к бывшим коллегам.
«Мы хорошо понимаем, что уйти очень сложно. Что система привязывает к себе тем сильнее, чем дольше в ней проработаешь. Сначала отработка за учёбу, потом двух недель не хватает до 10-летнего стажа, потом двух лет – до 20-летнего, что за уход со службы без отработки контракта нужно платить большие деньги… Но мы также знаем, что вы не ходите по одиночке в форме, что на службу едете «по гражданке», там переодеваетесь, садитесь в автобус и толпами по 20-30 человек начинаете бегать за людьми. Вы уже стыдитесь своей формы. Я точно знаю, что вам стыдно «шить» политические дела. Что вы сидите и думаете «хоть бы сегодня не привели очередного 18-летнего парня, на которого нужно «клепать» дело. Я знаю, что даже по обычным не политическим уголовным делам уже очень сложно работать, потому что авторитет силового блока упал ниже некуда. Люди отказываются быть понятыми, боятся приходить и давать показания как свидетели, потому что боятся, что их арестуют. Еще до событий, которые начались 9 августа, этот авторитет был, и он был, например, выше, чем в России. Я понимаю, что многим хочется закрыть глаза шорами и отсидеться, но отсидеться не получится. И чем скорее вы поступите правильно, тем меньше прольётся крови и меньше будет последствий для экономики. Сегодня я вижу польских полицейских, которые стоят на улице в аккуратной форме, вижу, как они общаются с людьми. Люди их не боятся, а они не прячут от них лица и знаки отличия. Я верю, что и в Беларуси может быть так, но для этого нужны реальные действия по защите прав граждан, а не позиция «моя хата с краю». Возможно, для этого придется уволиться или даже уехать из страны, но потом можно будет вернуться. И вернуться героем», – сказал Андрей Остапович.