Писательница, лауреатка Нобелевской премии, глава Беларусского ПЕН-центра Светлана Алексиевич написала краткое обращение перед тем, как к ней сегодня пришли силовики. Оно опубликовано на сайте ПЕН-центра. Приводим его полностью.
«Уже не осталось никого из моих друзей-единомышленников в Президиуме Координационного Совета. Все или в тюрьме, или выброшены за границу. Сегодня взяли, последним, Максима Знака.
Сначала у нас похитили страну, похищают лучших из нас. Но вместо вырванных из наших рядов придут сотни других. Восстал не Координационный комитет. Восстала страна. Я хочу повторить то, что говорю всегда. Мы не готовили переворот. Мы хотели не допустить раскола в нашей стране. Мы хотели, чтобы в обществе начался диалог. Лукашенко говорит, что не будет говорить с улицей, а улица – это сотни тысяч людей, которые каждое воскресенье и каждый день выходят на улицу. Это не улица. Это народ.
Люди выходят на улицу со своими маленькими детьми, потому что они верят, что они победят.
Еще я хочу обратиться к русской интеллигенции, назовем это так по-старому обычаю. Почему вы молчите? Мы слышим только редкие голоса в поддержку. Почему вы молчите, когда видите, как растаптывают маленький, гордый народ? Мы все еще ваши братья.
А своему народу я хочу сказать, что я люблю его. Я горжусь им.
Вот опять кто-то неизвестный звонит в дверь…»
Светлана Алексиевич является последним членом президиума Координационного совета, находящимся в Беларуси и — пока — на свободе. Ранее сегодня был задержан адвокат Максим Знак. Мария Колесникова была задержана 7 августа, ее хотели выдворить из страны, что с ней сейчас — неизвестно. Юрист Лилия Власова под стражей в рамках уголовного дела. Глава стачкома МТЗ Сергей Дылевский отбывает второй подряд административный арест. Ольга Ковалькова выдворена из страны, Павел Латушко также был вынужден уехать вследствие угроз.
Алексиевич не принимала активного участия в работе совета из-за проблем со здоровьем. Тем не менее ее вызывали на допрос в Следственный комитет в рамках дела против Координационного совета. Она была в статусе свидетеля.