В интервью Дмитрию Гордону Александр Лукашенко рассказал, волнуется ли перед выборами и что думает о своих соперниках на выборах.
«У меня мандража никогда перед выборами не было. Нет его и сейчас. Просто мне будет очень неловко, некрасиво и как-то не по себе, если у нас на улицах будут какие-то заварушки и придется принимать какие-то силовые меры. … Это некрасиво для имиджа страны. Вот что меня беспокоит», – сказал Лукашенко о предстоящих выборах.
На вопрос, кто станет очередным президентом Беларуси он ответил: «Я, конечно, могу сказать, но зачем?»
Лукашенко прокомментировал арест Виктора Бабарико и заявил, что не считает преследование политически мотивированным.
«Мы открыты. Мы показали все материалы, показали, чем занимался газпромовский банк, как финансировал предвыборную кампанию, как было через премиальные выплаты заплачено 5000 работникам банка, чтобы их привлечь в качестве волонтеров и членов штаба подписи собирать и прочее», – сказал Лукашенко.
Он добавил, что Бабарико не указал в декларации зарубежную собственность и доходы. «К нему по закону огромное количество вопросов. У нас, может быть и в Украине характерно, если ты хочешь избежать как-то уголовной ответственности за свои преступления, надо пойти в политику. Тогда будешь политическим заключенным. Вот это у нас тренд», – заявил Лукашенко.
«Никакой он не президент», – сказал Лукашенко о Бабарико. – «И ты это понимаешь, и он это понимает. А теперь он политический заключенный. А не будет политического заключенного, потому что документы все подготовили. Интерпол. Украина? Пожалуйста, вам документы. Пожалуйста, полякам, россиянам и американцам – пожалуйста. Вот документы, оцените, он политический узник или нет. И волна схлынула», – сказал Лукашенко о деле Бабарико.
Лукашенко не считает, что Россия не хочет, чтобы он был президентом. «Потому они не знают: а другие будут податливей? А другие будут лучше, чем Лукашенко? Что абсолютно точно – это наклонить, поставить на одно колено и сделать более податливым», – сказал он об отношении России к выборам. Лукашенко добавил, что своей неуступчивостью надоел руководству России.
Лукашенко заявил, что и Бабарико, и Валерий Цепкало связаны с Россией и «больше чем финансируются».
«Там огромные деньги закачаны через «Газпром». Порой даже «Газпром» и не знал, какие деньги расходуются на эти выборы», – считает президент.
Высказался он и о Светлане Тихановской.
«Я о ней, клянусь вам, практически ничего не думаю, кроме одного – мне ее просто жаль. Она не вскочила, ее просто впихнули в эту ячейку», – сказал Лукашенко. По его мнению, это сделали штабы Бабарико, Цепкало и члены ее собственного штаба.
«На что они рассчитывают? Они же прекрасно видят статью за свои правонарушения и понимают, сколько им придется отсидеть. Поэтому брошены все деньги, которые мы даже еще не нашли, на то, чтобы крутить это», – сказал Лукашенко.
Президент поделился своим мнением о митингах Тихановской. Он считает, что многотысячные толпы – это картинка. «Вы имеете дело с фотографом советским. Я с операторским делом хорошо знаком. Я был аж заведующий в университете студенческой лаборатории. … Я понимаю, как делаются картинки», – сказал Лукашенко.
«Ну да, люди приходят. Слушайте, три женщины. Чего они хотят? Что за трехголовый змей? У нас это в диковинку. Такого никогда не было. Люди идут. А там еще артист какой-то известный приедет споет», – объяснил Лукашенко популярность представительниц объединенного штаба.
Он привел пример митинга Тихановской в Бресте. Лукашенко считает, что несколько тысяч людей набралось потому, что люди пришли на День десантника, плюс некоторые приехали из Минска для массовки. Еще одна часть пришедших – местные, которые с приходом пандемии лишились заработка на перепродаже топлива в Польшу, студенты, обучавшиеся в Польше, и индивидуальные предприниматели, которые до пандемии возили товары из России.
Программу Тихановской Лукашенко назвал непродуманной и глупой, потому что для назначения новых выборов ей придется уйти в отставку, а парламент никогда на назначит новые выборы в текущей обстановке.
Он считает, что Тихановскую использует не Кремль, а люди, которые Кремлю «рапортуют и подпевают».
Лукашенко сказал, что украинский сценарий со стрельбой на улицах в протестующих и представителей власти, бегством президента и оккупацией Беларуси со стороны России невозможен. Во-первых, потому что он не побежит из страны, во-вторых, потому что он не представляет, что в Беларуси могут стрелять на улицах. «Я реалист. Всякое бывает. Президент не побежит – его могут и застрелить там и прочее. Ну мы все под богом ходим», – сказал он.
Тем не менее он готов к тому, что третья сторона начнет стрелять, готов принять жесткие меры.