Задержание 33 российских боевиков в Беларуси обросло массой слухов и версий. Не считая совсем уж экзотичных вроде руки Пекина, основные четыре:
О том, что минский аэропорт и до пандемии был популярным местом пересадки пассажиров — не секрет. Но после локдауна целых стран и остановки транспортного сообщения значение Минска сложно переоценить. Поэтому версия про транзитников не кажется притянутой за уши.
Критики версии отмечают, что те самые чэвэкашники Вагнера давно передвигаются военными бортами и никак не зависят от гражданских ограничений. Однако глубоко вовлеченные в тему наемничества российские журналисты и блогеры подтверждают, что наемничество в России стало большим и разветвленным бизнесом, в котором есть разные игроки, выполняющие разные задачи.
Во вчерашнем стриме «Маятник Фуко» известный российский военный блогер Семен Пегов (WarGonzo), как о само собой разумеющемся, говорил именно об этом. Отбросив весь мусор с конспирологией и попытками отмыть своих бойцов, важное все же прозвучало в этом эфире.
Пегов сказал, что на рынке наемников компания, которая вербовала бойцов для работы в Венесуэле и Судане, называла себя бывшей ЧВК «МАР» с новыми владельцами, близкими к Пригожину (напомним, основатель ЧВК «МАР» Алексей Марущенко публично опроверг свое участие в переброске задержанных под Минском боевиков и заявил, что компания закрылась два года назад). Компания перебрасывала своих сотрудников через Беларусь в Стамбул, и этот маршрут работал уже 4 (!!!) месяца. Она использовала гражданские рейсы, т.к. была новым игроком и не имела собственных мощностей для масштабной работы. По словам Пегова, это обычная практика для начинающих. Пегов также рассказал о том, что данная компания занималась охранной деятельностью, защищала объекты, в боевых действиях не участвовала.
Власти Беларуси знали о транзите (если версия верна). Это факт и его не нужно объяснять тем, кто относительно глубоко погружен в беларусскую политическую жизнь. Иначе быть в Беларуси не могло. Могут быть разные версии, кто именно курирует такую активность, но то, что Александр Лукашенко должен быть в курсе схемы транзита — факт.
Версия с транзитом, по большому счету, не противоречит даже официальной версии беларусских властей. Она лишь объясняет, каким образом группа боевиков беспрепятственно передвигалась по Беларуси и не вызвала подозрений силовиков.
Далее начинаются разночтения.
Это не первый случай, когда активность пригожинских структур вызывает нервную реакцию в Беларуси. Перечислим лишь то, что попало в СМИ за последнее время.
В мае 2020 года из нашей страны при загадочных обстоятельствах бежал гражданин России Владислав Рогимов — пригожинский политтехнолог, который заявлял, что получил заказ в Беларуси. Находясь в Минске, по словам Рогимова, он стал свидетелем по делу о киберпреступлении, решил не испытывать судьбу и тайно отбыл обратно в Россию.
В ноябре 2019 года в Минске была задержана гражданка России Анна Богачева, которая находится под санкциями в США по делу о российском вмешательстве в президентские выборы 2016 года. Спустя несколько дней, после истерики в российских медиа, она была освобождена.
Поэтому версия, по которой беларусские власти решили перестраховаться, когда пригожинские бойцы внезапно «опоздали» на самолет, а затем перебрались поближе к резиденции Лукашенко накануне выборов, тоже представляется рабочей.
Критики решения беларусских властей, особенно в России, обращают внимание, что взвод наемников не способен организовать массовые беспорядки (СК подозревает их именно в этом). Дескать, у подразделения другие задачи и специализация, а у бойцов при себе не было ничего незаконного.
Но в предвыборной Беларуси массовое участие в протестах иностранных наемников и не требуется. Все эксперты в один голос заявляют, что наша страна подошла к опасной черте, когда пролившаяся кровь на улицах может взорвать ситуацию. А как раз проливать кровь головорезы Пригожина умеют хорошо: двух-трех неожиданных кровавых провокаций будет достаточно, чтобы полностью изменить правила игры.
Могли ли российские власти пойти на обострение в Беларуси? Могли. Более того, Кремль неоднократно доказывал, что способен и на большее. Такая ли задача стояла перед отрядом? Не обязательно. Если исходить из версии, что цель бойцов — Беларусь, то прибыть в страну они могли и просто «на всякий случай», чтобы включиться в нужный момент при необходимости.
«На всякий случай» группа бойцов могла находиться в Беларуси и для поддержки Лукашенко. Эдакий аналог титушек, способных выполнить любой приказ. В телеграм-каналах обсасывают версию про анонимных приближенных к беларусской власти олигархов, которые прикупили фрилансеров на случай, если беларусские силовики дрогнут.
Такой могла быть и братская помощь от соседнего режима.
Версия хромает. В нее не вписывается и реакция Кремля, и возможность наличия в окружении Лукашенко кого-то, кто может позволить себе прислать боевиков и не уведомить старших. Если только не предположить, что вызвали «вагнеровцев» именно для того, чтобы публично задержать.
Вообще, версия с постановкой возникла в общественном сознании первой и после схлынувшего дезинформационного потока остается основной. Уровень доверия к беларусской власти на историческим минимуме. После джипов на границе, «дела Белого легиона» и гродненской провокации с участием проститутки беларусским силовикам и лично Лукашенко не верит никто.
Самое удивительное, что ни одна из предыдущих версий не противоречит версии с постановкой. Не важно, каким образом «вагнеровцы» оказались в Беларуси, важно, что они оказались именно в том месте и в то время, когда это было очень нужно власти — за две недели до выборов.
Мы уже публиковали анализ ситуации в Беларуси от iSANS. Эксперты сети обратили внимание на риторику Александра Лукашенко, который несколько месяцев подряд в своих выступлениях обращается к теме «загадочных боевиков», планирующих устроить «побоище» в Беларуси. Очевидно, с помощью фактора внешней угрозы власть пытается сплотить общество и превентивно гасит любые попытки людей протестовать на улицах. Но есть в таких предупреждениях и еще одна грань — угроза внезапного внешнего вмешательства действительно существует.
Я далек от мысли, что беларусская власть не способна использовать весь арсенал подавления в случае необходимости. Уверен, Александр Лукашенко готов на все ради сохранения власти. Именно поэтому он не только способен на жесткое подавление протестов, но и готов обострять отношения с любым внешним игроком. Только ленивый не говорил о России как угрозе, поэтому логично со стороны властей Беларуси найти такой ход, который бы, с одной стороны, повязал по рукам и ногам Кремль, а с другой — оправдал бы в глазах Запада жесткий сценарий выборов.
Если бы российских боевиков не было, их нужно было бы придумать. Это ведь идеальное решение проблемы.
А теперь попробую объяснить, почему, на мой взгляд, хорошо, что 29 июля в Беларуси все же задержали «пригожинских» наемников. Это хорошо со всех сторон.
Во-первых, засветка канала транзита боевиков в горячие точки и его фактическое закрытие — это прекрасно. Беларуси давно пора выходить из разного рода помоечных бизнесов. Одним меньше.
Во-вторых, даже если бойцов попользуют в предвыборный период и отпустят после 9-го августа, осадочек останется. Авторитет и доверие теряют в Беларуси те, кто заинтересован в более тесном сближении с Россией. У Беларуси выбор невелик: меньше России — больше Европы, как говорится.
В-третьих, у Кремля действительно сократилось поле для маневра при любом исходе президентских выборов. Засвеченные бойцы ЧВК, чтобы они ни делали в Беларуси, становятся заложниками и живыми свидетелями криминальной политики соратников Владимира Путина. Любые оправдания Кремля лишь вызывают новые вопросы и выводят конфликт на региональный и мировой уровень. Кровавый сценарий будет напрямую указывать на Москву.
В-четвертых, если предположить, что речь идет о постановке, то эффекта от нее должно беларусским властям вполне хватить, чтобы не задействовать более жесткие сценарии. Снижение шансов получить кровавую бойню меня, как гражданина Беларуси, не может не радовать.
В-пятых, у Лукашенко появляется реальный стимул начать реформы. По сути, то, что озвучили власти — это объявление войны: подразделение иностранного государства тайно проникло к нам в страну для террора. Т.е. все эти «союзные государства», ОДКБ, совместные военные доктрины, сотрудничество спецслужб — все это должно быть отменено, как минимум. Как ни странно, проведение реформ и реальный сценарий по трансферу власти мог бы оказаться спасительным вариантом как для самого Лукашенко, так и для членов его семьи. Более того, были бы поддержаны Западом. Но это тема для другой статьи.
Хватит ли выдержки и воли у действующей власти не ввергнуть страну в кровавое месиво, мы узнаем совсем скоро. Важно, шансы на мирный исход все еще есть.
***
Федор Павлюченко, главный редактор Reform.by
***
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!