Центризбирком разместил на своем сайте ответ на второе обращение по поводу преждевременной агитации Александра Лукашенко и его высказываний насчет женщин в роли президента Беларуси. Оснований для реагирования и вынесения предупреждений ЦИК снова не увидел.
Всего подобных обращений было направлено около десятка. Инициаторкой стала минская бизнесвумен Ксения Фёдорова, владелица ивент-пространства «Месца», бара «Синяя Коза» и маникюрных салонов. Это было уже второе ее обращение — она отправила его, получив на первое лишь формальный ответ.
В новом обращении Фёдорова отметила, что на прежних выборах ЦИК выносил предупреждения за преждевременную агитацию (до регистрации кандидатом) претендентам от оппозиции, а законодательство в этой части не менялось. Она поставила три вопроса:
Впрочем, второй ответ ЦИКа оказался не содержательнее первого. На первый вопрос Фёдоровой в нем ответили по существу: оказывается, предупреждение за преждевременную агитацию раньше выносилось при совсем других обстоятельствах. А вот второй и третий вопросы остались фактически без ответа.
«Положения избирательного законодательства устанавливают равные права и обязанности для всех участников выборов. Высказывания Главы государства этим положениям не противоречат», — говорится в документе. Фактически ЦИК отказался признавать нарушением дискриминационные высказывания претендента на президентский пост.
Напомним, 29 мая Александр Лукашенко заявил, что в Беларуси «Конституция не под женщину» и женщина не сможет быть президентом, а также раскритиковал своих соперников на выборах. В то же время вести агитацию на выборах можно только после регистрации кандидатом, то есть не раньше 14 июля.
Ксения Фёдорова 1 июня написала обращение в ЦИК с требованием вынести предупреждения Лукашенко за предвыборную агитацию с использованием дискриминирующих и не соответствующих законодательству высказываний о женщинах, а также преждевременную агитацию. Ее примеру последовали многие беларусы и беларуски — всего ЦИК получил около 200 подобных обращений. Вскоре был получен ответ, в котором значилось, что Избирательный кодекс регулирует агитацию только кандидатов в президенты, а Лукашенко еще не зарегистрирован.
После того как Фёдорова направила второе обращение, ее баром внезапно заинтересовалась налоговая инспекция.
В то же время в Генпрокуратуре уже успели ответить на обращение Ольги Карач по тому же вопросу. Вместо дачи правовой оценки высказываниям Лукашенко Генпрокуратура предложила заявительнице обращаться с претензиями в ЦИК.