Замминистра иностранных дел Беларуси Олег Кравченко принял участие в панельной дискуссии «Дилемма Беларуси с точки зрения Минска и Запада», организованной «Атлантическим советом» в Вашингтоне.
Он призвал не рассматривать Беларусь через призму конфронтации в регионе.
«Предполагается, что мы должны сделать выбор между двумя конфликтующими центрами. Но это ведет к дальнейшей эскалации и ухудшает безопасность в регионе. Эта дилемма, этот выбор между Западом и Востоком, который навязывает нынешняя ситуация, чрезвычайно контрпродуктивен и опасен», – отметил он.
Кравченко заявил, что нет смысла решать, кто из сторон прав, кто виноват, кто начал конфронтацию, потому что стороны никогда не придут к единому мнению, но каждый шаг одной стороны вызывает реакцию другой: «Каждая сторона считает, что отвечает на недружественные действия другой. Ситуация усугубляется, и ее надо остановить».
Замглавы МИД подчеркнул, что Беларусь имеет стратегические отношения с Россией и находится с ней в политическом и военном союзе.
Он не согласен с теми западными аналитиками, которые пишут, что Беларусь выбрала неправильную сторону. Он напомнил, что Беларусь связана с Россией «историей, культурой, религией, образовательными и экономическими связями, торговлей, инвестициями, промышленным сотрудничеством», а также жизненно заинтересована в российском рынке. Он предположил, что если бы Беларусь была в НАТО, она бы не чувствовала себя в большей безопасности, чем сейчас.
«Для нас вопрос стоит не в том, c кем мы, а в том, какова текущая ситуация и каковы общие риски», – заявил Кравченко.
Кравченко заявил, что Беларусь хочет иметь хорошие отношения с Западом, назвал ЕС главным партнером страны и подчеркнул, что Беларусь и ЕС имеют общие цивилизационные, исторические, религиозные, культурные и образовательные корни, а также связи в сфере экономики, инвестиций, торговли, межличностных контактов.
«Мы хотим максимально хороших отношений с Россией и нормализованных отношений с Западом. Мы хотим дружить со всеми, в том числе с евроатлантическим сообществом», – заявил дипломат, отметив, что этого нелегко достичь из-за логики конфронтации, которую применяют к региону.
По его словам, отношения между Беларусью и США нормализовываются, но это займет время, а после нормализации можно смотреть, есть ли перспективы для дальнейшего улучшения. Кравченко подчеркнул, что процесс нормализации начался давно, «не при администрации Трампа, не в 2014 году, а раньше», но возвращение послов может занять даже не месяцы, а годы.
Через 10 лет Беларусь хотела бы видеть себя независимой страной, с мирными соседями при отсутствии конфронтаций и трений. Беларусь хочет иметь особые стратегические отношения с Россией, но с другой стороны, иметь нормализованные отношения с Западом, ЕС и США, а также подписать договор о сотрудничестве и партнерстве с ЕС.
А в более далеком будущем Кравченко допустил создание единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.
Кравченко призвал не сравнивать Беларусь с Украиной, потому что между странами есть системные различия. Беларусь находится в политическом и военном союзе с Россией и никогда не заявляла о намерениях вступить в ЕС в будущем, и это главное, что отличает страны, по его мнению.
Говоря о конфликте в Украине, он заявил, что Беларусь выступает за любые попытки мирного урегулирования ситуации.
Он отметил, что конфликт создает проблемы для безопасности Беларуси из-за оружия на руках населения и протяженной не всегда хорошо охраняемой границы, «поэтому уголовному преследованию подвергаются все беларусы, участвующие в конфликте на любой стороне».
Тем не менее Беларусь не воспринимает конфликт как прямую угрозу своей безопасности, но рассматривает его как угрозу в регионе.
Отвечая на вопрос о действиях России в Крыму, Грузии и Молдове, союзе с Россией и восстановлении СССР, он ответил, что восстановление СССР невозможно. Говоря о союзном государстве, он заявил, что договор включает статью о суверенном равенстве государств-участников, которая во многом объясняет позицию беларусской стороны. Он отметил, что в договоре не прописаны конкретные сроки и дедлайны, но многие важные вещи уже исполняются.