Зачищать будут всех, кому не разрешено высказываться — Федор Павлюченко

Главный редактор Reform.news Федор Павлюченко в интервью с Виталием Цыганковым на «Радыё Свабода» анализирует столкновения между разными течениями провластных пропагандистов, прогнозирует большую зачистку и определяет главный лозунг будущей избирательной кампании.

— Продолжаются столкновения между разными флангами лукашистов. На днях признали экстремистским телеграм-канал «За Союзное Государство Беларуси и России», который вел Сергей Шиптенко, бывший корреспондент Regnum. Можем ли мы сказать, что между разными группами сторонников нынешнего беларусского режима есть действительно сильные идеологические разногласия?

— Я считаю, что различия есть, и весьма существенные. Во-первых, мы видим, что часть лукашистов пробеларусская — как бы странно это ни звучало. Другая часть — пророссийские, которые не видят Беларусь независимым государством.

Также их отличает то, что из России, из Кремля поступают деньги на существование пророссийских активистов, на то, чтобы они создавали собственные телеграм-каналы, сайты и т.д. Безусловно, это не может нравиться некоторым силовикам из окружения Лукашенко. Им не нравится, что на этой поляне российско-беларусских отношений пытаются играть другие лица, кроме Лукашенко.

— Однако остаётся вопрос: почему власть терпит тех, кто, как Ольга Бондарева, фактически ставит под сомнение основы официальной политики и идеологии? Уже сколько раз казалось, что её и её соратников могут посадить — но этого не происходит. Почему?

— Я считаю, что такая ситуация отражает раскол, существующий не только в медиапространстве, но и в самой власти. Ведь есть силовики — как тот же Карпенков — которые явно пророссийские. Они называли Путина своим президентом, вывешивают российские флаги в кабинетах. Я полагаю, что Бондарева, безусловно, продукт некой части таких беларусских силовиков. Цель — чтобы были какие-то низовые активисты, которые указывали бы, кого нужно репрессировать.

Устойчивость Бондаревой и ей подобных аккурат заключается в том, что их поддерживает часть силовиков и чиновников.

— А может, это непосредственно Москва ее поддерживает, и поэтому минские чиновники ничего не могут с ней сделать?

— Насколько я понимаю, как работает беларусская система: должны существовать течения среди силовиков и чиновников, которые поддерживают это направление. Кремль не может напрямую воздействовать на то, что делает беларусская власть во внутренней политике. Они это делают через агентов влияния, прикормленных чиновников. Но именно сами беларусские силовики — это те люди, которые продвигают таких, как Бондарева.

— Григорий Азарёнок очень обрадовался тому, что канал «За союзное государство» признали экстремистским. Однако при этом ему самому удаётся быть и радикально пророссийским, и радикально пролукашенковским.

— Азарёнок показал себя как очень гибкий пропагандист. Он очень хорошо чувствует, что в данный момент хотел бы услышать один человек — Александр Лукашенко. Азарёнок отражает его мысли — по крайней мере, так это кажется самому Азарёнку.

Мы видим, как меняется подход Лукашенко к беларусско-российским отношениям, что связано с избирательной кампанией, которая нас ожидает через несколько месяцев. Это не какой-то идеологический вектор, который задаёт сам Азарёнок. Это отражение желаний и подходов Лукашенко.

— В недавнем интервью с Романом Протасевичем Ксении Собчак, в котором участвовал и Азарёнок, она поддевала его тем, что все главные сторонники Лукашенко в России, типа Проханова, не видят Беларусь независимой страной.

— Все мы знаем этот нарратив Лукашенко о плотной интеграции с Россией, при которой Беларусь сохраняет независимость. Сейчас это приобретает и такую форму: «Пока Лукашенко остаётся главой государства, это государство существует».

— Как можно спрогнозировать дальнейшее развитие этого конфликта между пролукашенковскими и промосковскими пропагандистами? Приобретел ли он еще более острые формы? Или в интересах самого Лукашенко сохранять существование обеих групп, чтобы ни одна из них окончательно не победила? С 2015 по 2020 год радикально пророссийские авторы могли получить по шапке за свои тексты. Вспомним, что публицисты «Регнума», среди которых был и Шиптенко, просто были осуждены беларусским судом в 2018 году.

— Сейчас ситуация сильно отличается, зачистка носит системный характер. Эти пропагандисты получают деньги от Москвы, поэтому чувствуют определённую независимость от беларусского режима. Однако любой альтернативный, независимый от властей подход будет наказываться, особенно накануне избирательной кампании.

— А в чём главная пропагандистская линия властей на сегодня? Уже вырисовываются какие-то её черты накануне очередной президентской кампании 2025 года?

— Зачищать будут всех, кому не разрешено высказываться. Условно говоря, должны остаться 5 «политологов», которые будут говорить о политике. Отличие этой кампании от других в том, что главным рефреном повторяется мысль о том, что надо потерпеть Лукашенко ещё 5 лет. Это говорят и сам Лукашенко, и его чиновники, и пропагандисты.

Тут и очевидно фиктивная дискуссия о том, что, возможно, он и не пойдёт на выборы. И его окружение будто бы уговаривает: «Давайте убедим его ещё на один срок». Очевидно, это осознание того факта, что люди очень устали от него.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!