YaleGlobal Online: Стратегическое одиночество Беларуси

Желание Беларуси действовать более независимо на международной арене выросло, но возможности Лукашенко ограничены. Минск обречен на дрейф между Западом и Москвой, пока Россия не усилит геополитическую игру в Восточной Европе.

За последние 20 лет отношения между Россией и Беларусью постоянно менялись. У обеих стран общее советское прошлое и сильные этнические связи, но это не мешало занимать им жесткие позиции по отношению друг к другу. Между Москвой и Минском развилась высокая степень зависимости друг от друга, и главный камень преткновения обычно касается бизнеса или военной сферы, пишет Михал Романовский из Германского фонда Маршалла Соединенных Штатов в Варшаве для издания YaleGlobal Online.

На протяжении 2018 года беларусско-российские трения в энергетической сфере вылились во враждебную риторику с обеих сторон. Сегодня главная проблема – новый налоговый режим в отношении нефти, который вводит Россия. Налоговый маневр обойдется беларусской экономике в миллиарды долларов, и президент Александр Лукашенко обеспокоен серьезными внутренними пертурбациями, подрывающими его авторитарное правление в 10-миллионной стране. Лукашенко остается президентом с 1994 года.

Россия предлагает альтернативное решение, или ультиматум, как называют его некоторые наблюдатели. Сделка принудит Беларусь к более глубокой интеграции с Москвой, а взамен Минск продолжит получать российские субсидии. Президент Владимир Путин два раза встречался со своим беларусским коллегой в декабре и снова встретился с ним в феврале, чтобы обсудить разногласия. В общем, Россия хочет ограничивать международную политику Беларуси, снижая расходы на союзника из российского бюджета, а Минск стремится к большей независимости и увеличению количества кредитов, которые не придется возвращать.

Последняя серия в сериале о российско-беларусских спорах еще с большей убедительностью показала, что Беларуси не хватает надежных партнеров и союзников, несмотря на то что, она граничит с четырьмя странами, кроме России: Латвией, Литвой, Польшей и Украиной. Западу трудно сотрудничать с режимом, который до сих пор считается авторитарным, не демонстрирует уважения к гражданским свободам и правам человека. Россия, в свою очередь, часто относится к Минску с практической точки зрения, оказывая давление и заключая выгодные сделки с Лукашенко, когда требуется. Соответственно, Лукашенко умело развивает мультивекторную политику.

Революция в Украине в 2013-2014 годах, аннексия Крыма и война на Донбассе стали главными моментами, которые опять изменили отношения Минска с Москвой и Западом. После дестабилизирующих событий в соседней стране Беларусь выступила с заявлением, призывающим к миру, а правительство страны не признает Крым российской территорией.

После украинского кризиса беларусские власти подчеркивают нейтралитет как фундаментальное положение международной политики страны. Но это может быть только сиюминутное решение проблемы, которое не улучшит отношений с ЕС и США и не удовлетворит Кремль. Тем не менее стратегия эффективна, учитывая, что важнейшая задача режима Лукашенко – сохранение режима. Нейтралитет не увеличивает круг друзей Минска, но такой подход является относительно успешным в качестве первоочередной цели добиться выгодных уступок со стороны и Москвы, и Запада.

Лукашенко уже 25 лет сталкивает Россию и Запад друг с другом. Он меняет публичную дипломатию всякий раз, когда его экономические и политические интересы оказываются под угрозой, и регулярно обвиняет Москву в том, что она оказывает давление, пытаясь убедить Минск к дальнейшей интеграции. В послании к народу в 2018 году он сказал, что Беларусь не прекратит добиваться сотрудничества с Брюсселем и Вашингтоном из-за напряженных отношений с Москвой.

У Беларуси нет другого выхода, кроме сотрудничества с Россией. Минск по-прежнему зависит от Москвы финансово и продолжает получать кредиты и субсидии, в том числе скидки на нефть и газ. Беларусские власти создали оригинальную бизнес-модель, которая позволяет импортировать дешевую нефть из России, перерабатывать ее в Беларуси и продавать в Европе по рыночной цене. Россия также является главным торговым и инвестиционным партнером Беларуси. Поэтому Минск рассматривается как неотъемлемая часть российских интеграционных проектов, в том числе ОДКБ и ЕАЭС, а также играет ключевую роль для Кремля в военном плане. Беларусские системы ПВО защищают Россию, а кроме этого, в стране размещаются два военных объекта: радиолокационная станция и узел связи с атомными подводными лодками. Договоры на аренду этих объектов истекают в 2021 году, что несомненно будет использоваться как рычаг давления в переговорах с Россией. Учитывая все это, Москва не может позволить себе потерять Беларусь, как она потеряла Украину.

Агрессивная международная политика России и экономическая стагнация побудили беларусские власти нормализовать отношения с Западом. Прогресс идет медленно, но диалог ведется. В результате Евросоюз ослабил большинство санкций против Беларуси в 2016 году. США временно сняли санкции, но это решение будет пересмотрено осенью 2019 года.

Кроме этого, Вашингтон может помочь Беларуси уменьшить экономическую зависимость от России, способствую получению кредита МВФ, а также через торговлю и инвестиции. МВФ приостановила переговоры летом 2018 года, после того как власти отклонили рекомендации по реформам частного сектора. Около 75% промышленности находится под контролем государства. Сейчас Беларусь пытается возобновить переговоры для открытия кредитной линии на 3 миллиарда долларов под низкий процент. В октябре Лукашенко встретился с помощником госсекретаря США Уэссом Митчеллом – самым высокопоставленным дипломатом США, с которым он встречался за последние 10 лет. В январе Беларусь приняла решение об увеличении числа американских дипломатов в стране, а министр иностранных дел Владимир Макей заявил о переговорах по возвращению посла США, которого выслали из Беларуси в 2008 году.

Колебания Минска то в одну, то в другую сторону раздражают и Россию, и Запад. Лукашенко приостановил репрессии, но он еще должен гарантировать проведение политических и экономических реформ, как того требуют Брюссель и Вашингтон. Россия желает углублять интеграцию и создавать полноценное союзное государство с единой валютой, таможней и судебной системой. У Москвы также есть тактическая цель создать в Беларуси полноценную военную базу, но против этого выступает Беларусь, потому что это может привести к потере суверенитета.

В Беларуси распространено мнение, что главная угроза для страны состоит в нарастании напряженности между Россией и Западом. В случае конфликта Беларусь, которая находится между востоком и западом, станет главной жертвой. Поэтому политика Лукашенко такая: он критикует и Россию, и Запад, но также время от времени посылает обеим сторонам поощряющие сигналы. В декабре министр обороны Беларуси Андрей Равков заявил, что если США откроют базу в Польше, Беларусь воспримет это как военный вызов и будет вынуждена пересмотреть свою позицию по российским военным объектам в стране.

Желание Беларуси действовать более независимо на международной арене в последние годы выросло. Тем не менее возможности Лукашенко и инструменты международной политики ограничены. С одной стороны, Минск держит каналы коммуникации с Западом открытыми, но нарушает права человека внутри страны. С другой стороны, он уверяет, что Россия – братский народ, и в то же время противостоит попыткам России увеличить военное присутствие в Беларуси.

Серьезные трения между Россией и Беларусью, вероятно, продолжатся в ближайшие месяцы. В долгосрочной перспективе Минск обречен на дрейф между Западом и Москвой, пока Россия не усилит геополитическую игру в Восточной Европе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.