Александр Лукашенко встретился сегодня с Владимиром Путиным. Да не где-нибудь, а в монастыре на острове Валаам. Помощи в каких делах просят там политики? Мы решили вспомнить – какие же важные события предшествовали или следовали за предыдущими посещениями святыни.
Поездки на Валаам уже превращаются в ритуал. В прошлом году Лукашенко и Путин посещали монастырь примерно в это же время — тогда они прилетели на остров 24 июля. До этого был как минимум еще один визит — 17 июля 2019 года.
Чего больше в этих поездках – позы, желания произвести нужное впечатление на электорат или искренней веры? Чужая душа, конечно, потемки. Неизвестно, о чем размышляют оба правителя перед ликами святых. Путин, возможно, и впрямь просит помощи у бога. Похоже, он убежден, что совершает богоугодные дела – с его мессианскими замашками и идеями допустить можно все, что угодно. С Лукашенко сложнее – совсем не факт, что его чистейшей воды советский менталитет благополучно уживается с религией. Хотя чего только не бывает.
Сказанное им когда-то «я атеист, но я православный атеист!» допускает любые трактовки. Приближенный к Лукашенко телеграм-канал «Пул Первого» в 2020 году сообщал, что политик «каждый год на Крещение окунается в купель». «Но без видеокамер, фотоаппаратов, помпы и пафоса».
Но скрупулезно разбираться в религиозных чувствах двух правителей мы не будем. Интереснее другое – следует ли что-то экстраординарное за этими поездками?
В 2019 году июльские переговоры Путина и Лукашенко проходили на фоне напряженности, которая возникла между Минском и Москвой из-за углубления интеграции. Тогда Лукашенко полетел к Путину не с пустыми руками — как сообщал занимавший в те времена пост министра экономики Беларуси Дмитрий Крутой, «концепт дальнейшей работы (над пакетом предложений для переговоров – прим. Reform.news) на сегодняшний день согласован». При этом обнародовать программу интеграции власти не спешили — тот же Крутой в сентябре 2019 года утверждал, что «может создать почву для манипуляций». Не тогда ли и был запущен процесс поглощения Россией Беларуси? Просто в предвыборный год распространяться об этом властям не хотелось. Может, за успех этого проекта ставили свечи политики? Но может и наоборот – каждый хотел добиться своих целей и надеялся на благополучный для себя результат. Ведь Путин стремился крепче привязать Беларусь к России, а Лукашенко – остаться независимым, получив в то же время кредиты и доступ к российскому рынку.
Но происходили в тот момент и другие знаковые события. Как раз во время переговоров Путина и Лукашенко в Санкт-Петербурге шел VI Форум регионов Беларуси и России. И на беларусско-российском форуме каким-то образом объявился главный пророссийский политик Украины — Виктор Медведчук. Он встретился с Путиным и Лукашенко. Предполагалось, что таким образом Медведчук пытается получить дополнительные очки накануне выборов — на 21 июля 2019 года в Украине были назначены выборы в Верховную Раду. Но только ли это? На следующий день после посещения Путиным и Лукашенко Валаама на заседании трехсторонней контактной группы было согласовано бессрочное перемирие на востоке Украины. Готовился уже тогда Путин к вторжению в Украину? Знал ли о его планах принуждаемый к интеграции Лукашенко?
Ответов на эти вопросы мы не знаем. Так что совсем не обязательно, что политики тогда надеялись за общую победу в будущем вторжении. А вот роль для Лукашенко в будущем сценарии уже могла быть заготовлена, даже если он сам об этом еще и не догадывался.
К июлю 2023 года, следующему посещению политиками Валаама, изменилось многое. Война в Украине шла уже почти полтора года. Поддержавший российскую агрессию режим Лукашенко оказался в политической изоляции, под санкциями и в практически полной зависимости от РФ.
И тут уместно вспомнить о событиях, которые начались ровно за месяц до июльских переговоров Путина и Лукашенко.
24 июня 2023 года мятежный глава ЧВК «Вагнер» объявил, что его бойцы покидают позиции на украинском фронте и заходят в Ростов-на-Дону. Начался мятеж Пригожина. Финалом этого демарша стало то, что часть «вагнеровцев», согласно достигнутым с Лукашенко договоренностям, «ушла в Беларусь» — в ночь на 15 июля колонна ЧВК «Вагнер» прибыла в нашу страну. Наемники разместились в лагере под Осиповичами, что обоснованно вызвало тревогу у соседей Беларуси. Лукашенко накалял обстановку, заявляя, что он допускает возможность создания подразделения «вагнеровцев» в нашей стране. Масло в огонь со стороны официального Минска подливали и другие спикеры, сообщавшие, что у прибывших «вагнеровцев» есть даже артиллерия.
За несколько дней до тех переговоров с Лукашенко Путин проводил заседание Совбеза РФ. Российский президент посвятил большую часть мероприятия нападкам на Польшу. Он говорил о «подаренных» этому государству Сталиным землях и обещал ответить всеми имеющимися средствами на якобы планируемую Западом агрессию против Беларуси.
И вот, за день до поездки на Валаам Лукашенко заявил, что «вагнеровцы» просятся у него «сходить на экскурсию в Варшаву и Жешув». Вбросы же о том, что Пригожин намеревается «пробить Сувалкский коридор» появились в российских Z-каналах аккурат накануне переговоров Лукашенко и Путина. Да и на самих переговорах, как признал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, тема «Вагнера» прозвучала.
Создавалось впечатление, что вся эта цепочка событий не случайна. И Россия при участии беларусского режима готовит некую акцию или провокацию. И как раз после тех переговоров Лукашенко с Путиным и посещения Валаама информационно-психологическая спецоперация «Сувалкский коридор» достигла апогея.
29 июля занимавший тогда пост премьер-министра Польши Матеуш Моравецки сообщал, что, по имеющимся данным, более 100 наемников группы «Вагнер» двинулись в сторону Сувалкского коридора.
Кончилась вся эта история, как мы помним, ничем. «Пробивать» коридор, по счастью, никто не отправился. Остается лишь гадать – была ли это действительно ИПСО, призванная произвести впечатление на Польшу, страны Балтии и НАТО, или же реальные планы, от воплощения которых по каким-то причинам впоследствии отказались. Только не помощи ли в этой афере просили правители у валаамских старцев?
Но, может, все гораздо проще – один благодарил небо за то, что мятежники так и не дошли до Москвы, а другой радовался тому, какое пугало оказалось у него в руках и как эффективно он теперь может его использовать. И никакого плана вокруг Сувалкского коридора в реальности не существовало. А угрозы были простым блефом. Только, как ни крути, а события эти по времени совпали с очередным валаамским паломничеством двух политиков.
Не беремся утверждать, что после нынешнего посещения политиками Валаама стоит ожидать неких чрезвычайных происшествий. Хотя и полностью отрицать такую вероятность не приходится. Ось Россия – Беларусь – Иран — КНДР при возможном участии Китая сформирована. Война в Украине продолжается. Противостояние с Западом усиливается. Ставки растут, и обоим политикам есть о чем беспокоиться и о чем просить святых угодников.
Хотя, возможно, мы усложняем. И Лукашенко с Путиным просто нравятся природа острова, архитектура монастыря и репертуар местного хора. А вера с надеждой тут абсолютно ни при чем. Такой вариант тоже не стоит исключать из наших в значительной степени притянутых за уши допущений.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news